Ричард Хибберт

Рост цыганских церквей. . .

С конца 1980-х до середины 1990-х (особенно, после падения коммунизма в 1989 и наступившей после этого свободы), тысячи живущих в Болгарии цыган-турок начали обращаться в христианство (хотя традиционно местные цыгане-турки относили себя к мусульманам).

В этот период число цыганских церквей выросло с пяти до более чем ста, причем в одно время численность прихожан этих церквей оценивалась почти в 10 000 человек 1. В исследовании 1995 года, проведенном Илоной Томовой среди 1844 болгарских цыган, 46% респондентов были турками и 15% исповедовали протестантизм.2 Елена Марушакова и Весселин Попов заметили, что среди цыган Болгарии протестантские церкви «имели особый успех и становились особенно популярными среди жителей больших городских гетто.»3

. . . и последовавший за ним упадок

Во второй половине 1990-х гг. быстрый численный рост церквей прекратился. Исследование, проведенное в начале 2007 г., показало, что на этот момент в Болгарии существуют 99 цыганско-турецких церквей, в которых 6180 прихожан.4 Падение посещаемости цыганских церквей в 2007 г. по сравнению с 1989 г. составило 29%. Еженедельная посещаемость собраний болгарских протестантских церквей, ведущих служение на турецком языке, сначала возросла с 525 человек в 1989 г. до примерно 980 в 1995, достигнув пика в 1 065 человек в 2001 г., после чего в 2007 г. последовал спад, когда недельная посещаемость упала до примерно 753 человек. Как автор данного исследования могу от себя добавить, что по моим личным наблюдениям (с 1992 по 2001 гг.я постоянно жил в Болгарии, ведя служение цыганам, а затем еще пять раз приезжал сюда) число прихожан цыганских церквей в 2007 г. было значительно более низким, чем в 1995 г.

Демография

Традиционно туркоязычных цыган-мусульман в Болгарии насчитывалось от 300 до 400 тысяч. Хотя себя они называют турками, последние не считают их таковыми.5 Большинство из них живет на востоке Болгарии в обособленных городских кварталах, некоторые из которых являются «практически трущобами». 6

Обычно болгарские цыгане относят себя либо к мусульманам, либо к православным. Исследование Илоны Томовой 1995 г. показало, что 44% цыган-респондентов назвали себя православными, 39% - мусульманами и 15% отнесли себя к различным протестантским деноминациям.7

Причины роста, по мнению церковных лидеров

По мнению церковных лидеров, наиболее частой причиной прихода цыган в протестантские церкви было явление чуда, чаще всего в виде физического исцеления. Некоторые обращались ко Христу, видя проявления сверхъестественного в жизни других людей: «Бог творил множество чудес, и люди видели это». Часто цыгане, имея какие-либо болезни, шли за помощью к верующим, отчасти потому что те не брали за это с них денег:

Главной причиной, почему люди обращались к вере, была та или иная болезнь. Человек заболевал, ему была нужна помощь, а доктора требовали денег, которых у большинства цыган не было. Поэтому они обращались к Богу, а Бог через нас помогал им, в радости они начинали ходить в церковь.8

Второй важной причиной, из-за которой, по мнению церковных лидеров, цыгане приходили в протестантские церкви, являлись духовное единство и любовь верующих, помогавшие цыганам преодолеть свое первоначальное неприятие христианства. Практическим проявлением этой любви было посещение верующими больных на дому и совместная молитва. Часто такие посещения заканчивались исцелениями.

В-третьих, люди приходили к вере, видя перемены в жизни тех, кого они хорошо знают. Радикальная трансформация жизни одного мужчины, ставшего первым верующим в своей деревне, повлияла очень на многих: «Многие в деревне услышали, что Бог сделал что-то в моей жизни и запаниковали. Они поняли, что Бог существует и способен сделать все, что угодно. После этого многие стали ходить в церковь».

Четвертой причиной прихода цыган в церкви (отмеченной двумя лидерами) было открытие новой церкви или приобретение церковью большего помещения для богослужений. Так, когда один пастор вместе с женой переехал в цыганский квартал,

Они начали проводить богослужения дома. Постепенно людей стало приходить все больше и больше. Бог увидел это, и Ему захотелось, чтобы людей было еще больше. Что же нам было делать? Пришли люди и помогли нам построить здание для церкви. Бог наполнил это здание. Так нас стало 300 человек.

Двумя последними причинами, названными лишь мимоходом, были: евангелизация (упомянута двумя лидерами) и материальная помощь (упомянута одним лидером): «Некоторые приходили, потому что в церкви что-либо раздавали».

Обзор причин упадка

Существует несколько возможных объяснений спада активности цыганских церквей с конца 1990-х гг. Среди них – негативное влияние иностранной материальной и финансовой помощи, существование «рисового христианства» (т.е. обращений к вере с целью материальной выгоды), смена женского лидерства мужским, повлекшая за собой более авторитарную форму руководства, слабая контекстуализация (механическое заимствование из болгарских церквей), рост бедности, заставивший цыган отправляться на заработки за границу, отсутствие системы ученичества для новообращенных и исламский прозелитизм.9

Литература, посвященная спаду религиозной активности, предлагает целый ряд объяснений этого явления. Все они зависят от конкретной ситуации, однако, четыре из пяти определений, предложенных Йоргом Гомесом в его исследовании, хорошо подходят для объяснения причин того положения, в котором оказались цыганские церкви: 1) греховное поведение некоторых церковных руководителей, в том числе 2) денежные злоупотребления, 3) чувство вины за образ жизни, не соответствующий евангельским принципам, а также 4) давление со стороны семьи и друзей.10 Тезис Юджина Ниды о том, что религиозные движения переживают периоды спада главным образом из-за слабости руководства, лишь поддерживает первый из приведенных выше пунктов.11 Другие причины упадка, предложенные Гомесом, также применимы в контексте цыганских церквей, это - недостаток общения между новичками и опытными верующими12, а также недостаток внимания к тем, кто прошел крещение.13

Изучение процесса обращения к вере также предлагает возможное объяснение последующего вероотступничества в цыганских церквях: 1) отсутствие какого-либо значимого ритуала, который свидетельствовал бы об обращении или вступлении в церковь; 2) недостаточное развитие социальных связей между членами церкви, а также 3) утилитарные причины для обращения, например, исцеление, и неполное понимание значения Евангелия. Как полагает ряд исследователей, недостаточная социальная вовлеченность, проявляющаяся в неспособности новообращенных развить и поддержать крепкие связи с другими членами церкви и пастором, часто приводит к оставлению ими церкви.14

Причины упадка, по мнению церковных лидеров

Причины, указанные местными протестантскими пасторами и региональными лидерами, по которым люди покидают церкви, можно разделить на следующие категории: богословские причины; причины, связанные с церковным лидерством; причины, связанные с работой; причины, связанные с грехом; рост влияния ислама; причины, связанные с церковью, а также давление со стороны других людей.

Богословские причины церковного упадка

Практически все опрошенные лидеры указали на богословские причины сокращения численности прихожан, отметив, что церкви были «просеяны» и те, кто не был искренно верующим, был «вырван с корнем» из церкви.

Связанные с церковным лидерством причины церковного упадка

Первой и наиболее заметной причиной церковного упадка, отмеченной церковными лидерами, был фактор, связанный с самими руководителями церквей. Были упомянуты междоусобные распри, прелюбодеяние или другие грехи, а также отъезд лидеров из страны с целью денежного заработка. Все шесть опрошенных лидеров упомянули о конфликтах и разделениях среди самих руководителей. Их неспособность решить споры мирным путем приводила к большим негативным последствиям, в том числе к перемене отношения верующих к церкви. Самый ранний конфликт, упомянутый церковными лидерами, принимавшими участие в опросе, произошел в 1993 г. Тогда болгарского пастора обвинили в том, что он использовал материальную помощь, переданную Западом для цыганских церквей, на нужды церквей этнических болгар. Следующий инцидент относится к 1995 г., когда нескольких церковных лидеров обвинили в том, что они разрешают посещать церковь верующим, уличенным в грехе прелюбодеяния. Последний конфликт произошел в 2006 г.: два пастора не смогли прийти к общему решению относительно того, где должна располагаться кухня для раздачи еды бедным. Это привело к тому, что, по словам одного из пасторов, «из-за нашего спора очень многие люди охладели к вере. В нашей церкви после этого осталось всего 10-20 человек. Мы - лидеры – являемся главной причиной того, что люди покидают церкви». К сожалению, каждый конфликт приводил к разделениям церквей. Другой пастор рассказал о том, как в одной церкви старшие верующие стали завидовать более молодым христианам, начавшим занимать ответственные посты в церкви. В результате, «из-за недостатка единства и разногласий в церкви количество прихожан резко сократилось».

Грех в жизни церковных лидеров был назван второй причиной того, что люди покидают церкви. В одном городе все участники опроса упомянули об инциденте, в котором были замешаны двое видных христиан. Хотя эти мужчина и женщина и не были пасторами, они занимали очень заметные позиции в церкви. Как рассказал нам один из пасторов: «Этот инцидент был замят, но многие, тем не менее, были шокированы. До этого в церкви было много прихожан. Церковь была полна. Но после этого происшествия очень многие отошли от веры».

Другой лидер упомянул, как из одной церкви люди стали уходить, потому ее руководитель «пил, курил и принимал наркотики». В другом случае несколько церковных руководителей брали деньги у политических партий во время выборов с обещанием, что они будут убеждать своих прихожан отдавать свои голоса в их пользу. «Люди услышали, что руководство брало деньги и использовало их в личных целях. Некоторые ушли из-за этого из церкви».

Двое лидеров указали и такую причину: церкви, в которых пасторы уезжали на заработки в Западную Европу, испытывали потерю прихожан. В одной деревенской церкви после того, как пастор уехал на несколько месяцев работать в другую страну, никому об этом ничего не сказав, начался серьезный упадок. Несколько месяцев церковь даже не проводила богослужения.

Причины упадка, связанные с работой

Второй наиболее часто упоминаемой причиной, по которой люди покидают церкви, была названа работа. У нее есть три аспекта: бедность, «погоня за деньгами» за границей, и «охлаждение» к вере. По мнению большинства лидеров, бедность заставила многих людей отправиться на заработки в Западную Европу. Сокращение рабочих мест, на которых могли бы работать цыгане в Болгарии, стало особенно ощутимо, начиная с 2004 г. Один из лидеров сказал так: сама по себе работа – это не проблема, плохо, когда люди начинают гнаться за деньгами и это становится препятствием для их отношений с Иисусом. Люди бедны, им нужно зарабатывать деньги, но зачастую они тратят все свое время на это, не оставляя никакого места для Бога и посещение собраний верующих. Их отношения с Богом охладевают. Таких людей очень много.

Вторя ему, другой лидер отметил, что за последние два года «наступило охлаждение; люди ушли в мир и посвятили себя работе». Он противопоставляет эту ситуацию тому теплу, которое царило в церкви пять или десять лет назад. Другой лидер проливает свет на этот предмет так: «Я охладел к вере, когда был в Италии. Поскольку я сам это испытал, я понимаю, что происходит с другими. Охлаждение наступает, когда мы работаем каждый день, пять или шесть месяцев подряд, тогда появляется жадностью к деньгам. Мы начинаем работать без отдыха. Ты оставляешь свою страну, свою жену и своих детей ради работы. Ты начинаешь думать лишь о том, как заработать побольше денег. Именно так в людях появляется охлаждение. Как только ты перестаешь приходить на богослужения – один, два, три раза – ты постепенно начинаешь терять духовность, а Дух Святой начинает отходить от тебя.

Другой респондент также указал, что работа за границей приводит к вероотступничеству: «Некоторые не возвращаются, другие приезжают назад лишь на пару месяцев, а затем уезжают снова, они не в состоянии сохранить свою первую любовь ко Христу. Из нашей церкви на работу за границу уехало около 60 человек с семьями, а те, кто вернулись, перестали приходить на собрания».

Другие грехи, приводящие к упадку церкви

Некоторые новообращенные, побыв некоторое время в церкви, так и не могут найти в себе силы, чтобы отказаться от прежней греховной жизни. Тогда они перестают посещать собрания, так как, испытывая недостаток в деньгах, они не желают оставить воровство, но понимают, что в церкви они красть не могут, и что Божий путь узок. Они думают «Откуда же я буду брать деньги, если стану верующим?» или «Что у меня будет за жизнь, если у меня будет только одна жена?» Один из лидеров отметил, что прелюбодеяние является очень распространенным грехом среди мужчин, работающих за границей без своих жен.

Рост влияния ислама

В некоторых деревнях, где большой процент населения составляют турки, цыганские церкви столкнулись с серьезной оппозицией со стороны местных имамов, а также рядовых мусульман. Тем не менее, лишь немногие покинули церкви из-за возросшего значения ислама. Однако часто те, кто ушел из христианской церкви, обращались затем в ислам. Один из лидеров рассказал, что после 2000 г. «Многие из тех, кто ушел из церкви, пришли в мечети. Некоторые из них ходили в церковь на протяжении нескольких лет». В частности, после упомянутого выше инцидента прелюбодеяния, произошедшего в 1995 г., несколько молодых людей обратились в ислам.

Другие факторы, приводящие к потерям в церкви

Конфликты между верующими также приводят к уходу из церкви. Был случай, когда два брата работали вместе, а потом один из них, взяв заработанные совместно деньги, скрылся. Обиженный брат так сильно вспылил, что ушел из церкви. В другой раз в церкви произошел раскол на этнической почве, после чего почти все цыгане покинули церковь. Кроме того, церковная политика, требующая, чтобы все члены церкви были крещены, отдавали десятину и регулярно посещали богослужения, приводит к тому, что люди уходят из церкви. Как объяснил один из лидеров, «Возможно одна из самых сложных для цыган задач – отдавать деньги. Это, пожалуй, наша самая слабая сторона. Некоторые думают, что не давая десятину, они обкрадывают Бога, чувствуют себя из-за этого виноватыми и недостойными посещать богослужения».

Кроме того, старшие верующие ведут себя довольно строго по отношению к более молодым членам церкви, что нередко приводит к разделениям. Некоторые прихожане своим поведением «отвращали людей от церкви. Они повышали на людей голос и обвиняли их, говоря: «у тебя такая проблема, а у тебя - такая проблема. Люди обижались и уходили из церкви».

Еще одна проблема связана с распределением продовольствия, поступающего из-за пределов Болгарии.

Эта материальная помощь выдавалась только членам церкви, поэтому те, кто регулярно посещал церковь, но не являлся формальным членом, чувствовали дискриминацию и, в конце концов, уходили из церкви. И наконец, лидеры отметили, что давление со стороны неверующих супругов часто заставляет верующих оставлять собрание. Мужья-мусульмане, в частности, оказывали давление на своих жен-христианок, чтобы те отказались от своей веры. ♦

От редактора: заключительная часть статьи будет опубликована в следующем выпуске Вестника Служений и Церквей Восток-Запад 18 (Осень 2010).

Примечания:

1 Патрик Джонстон и Джейсон Мандрик, Операция «Мир» (Карлайл, Англия: Paternoster Publishing, 2001), 129.

2 Илона Томова, Цыгане в переходный период (София: Международный центр изучения национальных меньшинств и международных отношений, 1995).

3 Елена Марушакова и Весселин Попов, «Взаимоотношения и конфессиональная самоиндентификация этнических цыган в Болгарии Факта Университатисs: философия и социология 2 (1999), 86.

4 Томас Отто, «Таблица прихожан цыганских церквей в 2007 г.» неопубликованная статья, май 2007.

5 Марушакова и Попов «Взаимоотношения», 86.

6 Елена Марушакова и Вееселин Попов, Цыгане (ромалы) в Болгарии (Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 1997), 96; Елена Марушакова и Весселин Попов, «Болгария: этническое разнообразие – борьба за равноправие» в сборнике Между прошлым и будущим: цыгане Центральной и Восточной Европы, под ред. Уилла Гая (Издательство Хертфордширского Университета, 2001), 372.

7 Томова, Цыгане, 25.

8 Ричард Хибберт, «Стагнация и упадок, последовавшие за ростом турко-говорящих цыганских церквей Болгарии» докторская диссертация, Международный Университет Тринити, 2008. Примечание редактора: если не указано иначе, все последующие цитаты приводятся по исследованию Хибберта, предпринятого для данной диссертации.

9 Отто, «Таблица»; Дэвид Ричардс, телефонный разговор с автором, август 2006; Сара Хьюитт, электронная переписка с автором, февраль 2008; Джон Тейлор, беседа с автором, а также Excel таблица посещаемости церквей с пометками относительно 2001 г., 2008.

10 Жорж Гомес, «Протестантский рост и опустение в Коста-Рике: относительно церквей с высокой степенью истощения, низкой степенью истощения, а также обладающих большей мобильностью, затронутых евангелизацией (в виде послания и методов), а также практикой ученичества (в том числе церковной дисциплиной)», мини-проект, Колумбийский международный университет, 1995.

11 Юджин Нида «Динамика церковного роста» в сборнике Церковный рост и христианские миссии под ред. Дональда МакГаврана (Пасадена, Калифорния, Библиотека Уильяма Кэри 1965).

12 Аллен Свэнсон, Починка сетей: рост и упадок церкви Тайваня в 1980-х гг. (Пасадена, Калифорния, Библиотека Уильяма Кэри, 1986).

13 Дональд МакГавран, Понимание церковного роста (Гранд Рэпидс, Мичиган: Eerdmans, 1970).

14 Джон Лофлан и Родни Старк, «Становясь хранителями для мира» Американское социологическое обозрение 30 (1965), 863- 74; Норман Сконовд, «Процесс отступления от религиозного тоталитаризма», докторская диссертация, Калифорнийский Университет, Дэвис, 1981; Свэнсон, Починка сетей; Артур Дак «Факторы истощения и восстановления трех пятидесятнических церквей в Куритабе, Бразилия», докторская диссертация, Международный Университет Тринити, 2001; Дин Хог и Дэвид Рузен, «Исследование факторов, влияющих на посвященность церкви» в сборнике Понимание церковного роста и упадка в 1950-1978 под ред. Дина Хога и Дэвида Рузена (Нью-Йорк, 1979), 42-68; Дженет Джейкобс, «Обратное обращение из религиозных движений: анализ связей и духовного посвящения среди харизматов», Журнал научного исследования религий 26 (No. 3, 1987), 294-308.

Отредактированные фрагменты печатаются с разрешения по: Ричард Хибберт, «Застой и упадок, последовавший за быстрым ростом турко-язычных цыганских церквей в Болгарии», докторская диссертация, Международный Университет Тринити, 2008.

Ричард Хибберт является директором Школы кросс-культурных миссий, Сиднейского библейско-миссионерского колледжа, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия.

East-West Church Report

PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Contact