Марк Эдворти

В начале 1990-х гг. многие известные лидеры евангельских церквей Центральной и Восточной Европы задавали Международному Миссионерскому Совету (ММС) следующий вопрос: "Почему на открытии новых церквей продолжает ставиться такой акцент?"1. При этом они указывали на потребность в подготовленных пасторах, в ремонте существующих и строительстве новых церквей, в издании печатных материалов и восполнении других насущных нужд. В это время не только их церкви проходили через ряд беспрецедентных перемен, ММС также находился в состоянии реорганизации и работал над созданием нового подхода к открытию новых церквей как главного способа исполнения Великого Поручения. Было очевидно, что речь шла о гораздо большем, чем просто насаждение церквей, но вряд ли какая-либо нужда была более важной, чем эта.

ММС в Центральной и Восточной Европе (1920-1942 гг.)

Работа ММС в Центральной и Восточной Европе берет свое начало с эпохальной Лондонской Конференции 1920 г. На этой конференции, созванной вскоре после окончания Первой мировой войны, присутствовали представители северных баптистов, канадских баптистов, баптистов Великобритании, а также Международного миссионерского совета. Здесь была открыта новая страница миссионерской деятельности в Европе. Миссионеры ММС до этого уже работали в Италии, и потому Совет согласился с новыми назначениями в Испанию, Югославию, Венгрию, Румынию и Украину, а также "на территории к востоку от них"2.

Первым, что сделал ММС, была организация доставки гуманитарной помощи в Украину и Россию для борьбы с ужасным голодом начала 1920-х гг. Сотрудники ММС не могли получить постоянных виз в Советскую Россию, и потому работа велась через краткосрочные визиты и национальных координаторов. Эверетт Гилл, руководивший работой ММС в Центральной и Восточной Европе, в 1922 г. писал: "Как и в других местах, наша главная задача в конце концов будет сконцентрирована на том, чтобы участвовать в работе теологических школ, заниматься книгоизданием и церковным строительством. В настоящее время мы вынуждены помогать церквям поддерживать их пасторов, хотя расцениваем это как временную меру"3.

В 1923 г. миссионеры прибыли в Румынию, где были радушно приняты лидерами местного баптистского союза. Евангелики в тот момент жили под жестким давлением со стороны государства, а первые сотрудники ММС помогали баптистскому союзу Румынии организовать теологическую школу и издательство4. Финансовая помощь также была предоставлена Союзу баптистов Венгрии для создания богословской школы, издательства, а также оплаты займов, взятых для строительства церковных зданий5. Первые сотрудники ММС прибыли в Венгрию в 1935 г.

Югославия впервые упоминается в отчетах ММС в 1922 г., церковь здесь описывалась как "небольшой баптистский союз, насчитывающий около 600 членов, среди которых есть немцы, венгры и хорваты"6. Миссионеры ММС прибыли в Югославию в 1938 г. и помогли приобрести землю для строительства здесь в сентябре 1940 г. семинарии.7 К сожалению, уже в начале 1942 г. все сотрудники Международного миссионерского совета были отсюда эвакуированы, и прошло почти 50 лет, прежде чем они вновь смогли получить визы для проживания в этих странах.

ММС в Центральной и Восточной Европе (1988-1993 гг.)

В годы холодной войны миссионеры ММС жили за пределами Советского Союза и других стран соцлагеря, но часто сюда приезжали. Не прерывалась также связь с лидерами баптистских союзов, через посредников передавалась различная поддержка. Интересна судьба Нелы Хорак. Она была внучкой одного из основателей баптистского союза Югославии Винсента Вацека и дочерью баптистского пастора и одного из лидеров Союза – Иосипа Хорака. Она вышла замуж за студента-американца, приехавшего в Югославию по обмену, Джеймса Уильямса. В 1976 г. Международный миссионерский совет направил их в Югославию, где власти разрешили им поселиться. Таким образом, они оказались за "железным занавесом"8. Даже несмотря на произошедшую в 1980 г. трагедию, когда Джеймс погиб автомобильной катастрофе, Нела не уехала из Югославии, а осталась здесь растить троих детей и нести миссионерское служение. На протяжении ряда лет она была единственной миссионеркой, которой было официально разрешено жить в этом регионе. В 1988 г. в Югославию приехали Билл и Дэбби Стил, ознаменовав своим приездом начало новой эпохи миссионерского движения ММС, ориентированного на страны бывшего социалистического лагеря и Советского Союза.

В конце 1980-х и в 1990-е гг. ММС проходил через ряд значительных перемен. В 1988 г. организация распространила среди своих сотрудников обращение "План 70/30", в котором президент Кит Паркс писал: "Это десятилетний план, в соответствии с которым семьдесят процентов южно-баптистских миссионеров, уделяющих более половины своего времени евангелизационному служению и открытию новых церквей, являются частью усилий Международного миссионерского совета южных баптистов по увеличению масштабов обращения мира к Христу"9. Многие миссионеры поддержали стратегию открытия новых церквей, хотя некоторые увидели в ней тенденцию к ослаблению таких вспомогательных служений, как медицинские или образовательные программы. В следующем десятилетии это направление еще больше усилилось, а затем в 1997 г. ему на смену пришла кампания под названием "Новые направления". Эвери Уиллис, старший вице-президент международных операций, прокомментировал это так:

Когда мы вновь начали слушать, что говорит нам Господь, мы увидели, что нам необходимо вернуться к некоторым вещам. "Новые направления" – это возвращение к диктату Библии. Мы хотим, чтобы Библия была главным руководством для наших миссионеров. Основные концепции "Новых направлений" таковы:

1) Сильный акцент на молитвенной поддержке;

2) Работа со всей нацией, вне зависимости от того, где проживают ее представители, вместо работы в рамках одной страны;

3) Команда миссионеров должна разрабатывать доступные стратегии обращения целого народа к Христу;

4) Создание обучающих программ для мирян, в рамках которых новые верующие смогут быстрее занимать руководящие посты в церкви;

5) Работа в сотрудничестве с такими миссионерскими организациями, как "Христиане Великого Поручения";

6) Работа и молитва за начало движений по открытию новых церквей, которыми руководит Бог;

7) Распространение Евангелия "чего бы это ни стоило", т.е. вопреки социальным, политическим, культурным и другим барьерам.10

Многие европейские баптистские лидеры не приняли эти новые направления и предпочли прежние отношения и поддержку своих организаций.

Подавляющее большинство первых миссионеров ММС в Центральной и Восточной Европе прибыли сюда в результате перевода из других стран. Переселяемые миссионеры могли быстрее акклиматизироваться в новой культурной среде и им было проще установить контакт с национальными лидерами. Первых сотрудников называли "братские представители", они работали в тесном сотрудничестве с местными баптистскими союзами. Поскольку практически каждый баптистский союз в первую очередь стремился консолидации и структурному оздоровлению, лишь немногие из этих первых миссионеров принимали участие в открытии новых церквей.

Новый акцент на открытии церквей приносит плоды

К середине 1990–х гг. в странах бывшего социалистического лагеря вышеуказанные изменения стали видны невооруженным глазом. Мы предлагаем более пристально взглянуть на произошедшие за последние 15 лет перемены на примере четырех народов.

Польша

Автор данной статьи прибыл в польский Краков вместе со своей семьей в 1991 г., где приступил к изучению языка. Пастор поместной баптистской церкви и руководство Союза очень радушно нас приняли и всячески старались ободрить, однако идея открытия новых церквей вызвала широкую дискуссию среди большинства служителей. Баптистский союз понес значительные потери в ходе Второй мировой войны, и в последующие десятилетия затратил немало сил просто на то, чтобы выжить. Вопреки преследованиям со стороны властей и сильному влиянию католической церкви, Союз верно продолжал нести свое служение по ободрению церквей, проведению лагерей и был "солью и светом" в обществе.

В 1993 г. Густав Чеслар, пастор Краковской баптистской церкви, был приглашен на должность президента открывающейся в одном из районов Варшавы Польской баптистской теологической семинарии. Чеслар принял это приглашение и, в свою очередь, обратился к Марку Эдворти с предложением переехать в Варшаву и стать деканом и профессором нового университета. Эдворти проконсультировался с Баптистским союзом, который поддержал это начинание и изменил его назначение с Кракова на Варшаву. Эдворти подчеркнул, что его главной миссией остается открытие новых церквей, несмотря на то, что в данный момент он будет выступать в качестве профессора и декана семинарии. В июне 1993 г. вместе со своей женой Сьюзи и тремя детьми Эдворти переехал в Варшаву. Баптистский союз активно поддержал идею открытия здесь новой церкви, но недооценил трудности того, что прежде ни в одном польском городе не было сразу две баптистских церкви, ни одна из церквей ранее не начинала свою жизнь с собраний в нецерковном помещении, а также ни одна из церквей никогда не была основана иностранцем. После нескольких встреч со старейшинами существующей баптистской церкви Эдворти в конце концов получил сдержанное благословение на открытие второй церкви. Вместе с еще шестью польскими верующими супруги Эдворти начали усиленно молиться и планировать свое новое начинание.

В октябре 1993 г. Эдворти пригласил в Варшаву команду добровольцев из США, которые приехали на неделю, чтобы делиться Евангелием в городских парках, преподавать английский язык в школе, где впоследствии планировалось проводить встречи новой церкви, а также раздавать приглашения на торжественное открытие церкви. Команда основателей также разослала 10 тысяч брошюр с анонсом открытия церкви и купоном на получение бесплатного экземпляра Нового Завета. Было решено начать работу церкви с воскресного богослужения, а не с домашней группы по изучению Библии (которая, как показал опыт, обычно вырастала до церкви из 25 членов лишь через 10-12 лет). Было замечено, что католики в определенной степени предпочитают анонимность и скорее посетят богослужение, чем домашнюю группу, так как здесь они могут сами определять степень своей вовлеченности в происходящее. Первое богослужение собрало около 35 человек, 10 из которых были членами команды добровольцев. Многие из тех, кто искал для себя церковную семью, приходили на собрания новой церкви, и в среднем в первые три месяца на служениях присутствовало около 25 человек.

На собраниях царила атмосфера непринужденности, звучала современная музыка, люди выступали со свидетельствами, проповедь, произносимая Эдворти по-польски, была ясной и краткой, значительное время уделялось молитве. По воскресеньям после служения члены новой общины проводили время в общении за чашкой чая и кофе с выпечкой. За первый год покаялись несколько человек, шестеро приняли крещение. Церковь стала домашней для нескольких студентов евангельского колледжа на время их учебы здесь. Когда через год новая община получила официальное название Второй баптистской церкви Варшавы, в ней уже было сорок крещенных верующих. Примерно через полгода в церкви появился освобожденный пастор-поляк – Влодек Тасак. Хотя за следующее десятилетие количественно церковь выросла не столь внушительно, она приняла непосредственное участие в открытии ряда других церквей.

Литва

Служение ММС в Литве начали в январе 1996 г. супруги Милтон и Лара Магалхайс, поселившиеся в Клайпеде11. Первые три года своего пребывания здесь они посвятили изучению языка и участию в жизни немногих существующих здесь евангельских церквей. В конце 1998 г. супруги Магалхайс переехали в соседний городок Силуте и начали проводить изучение Библии у себя дома. Господь благословил это начинание и вскоре уже три семьи активно проповедовали Евангелие и создали молодую общину. Милтон Магалхайс выяснил, что несколькими десятилетиями ранее здесь существовала баптистская церковь, после чего ценой значительных усилий и беспрецедентной жертвенности община приобрела здание бывшего баптистского прихода и начала проводить свои богослужения здесь. Когда через год церковь получила официальную регистрацию, ее членами уже были более 30 крещенных верующих.

Стратегия работы состояла, главным образом, в активной проповеди Евангелия в городе, а также посещении с целью евангелизации родственников новых прихожан. Молодая община также занималась проведением лагерей и специальных мероприятий, на которых ясно и открыто проповедовалось Евангелие. Для страны, где прежде баптистская церковь крестила двух-трех верующих в год, это был настоящий прорыв. К концу десятилетия эта община участвовала в создании церкви в Клайпеде "Новая Надежда" зародившейся на базе христианской реабилитационной программы, в ходе которой несколько реабилитантов пришли к вере. Один из бывших наркоманов стал пастором новой церкви и продолжает служить Господу в этом качестве по сей день.

Россия

Первые сотрудники ММС приехали в Россию в 1990 г., однако прошло несколько лет, прежде чем они основали здесь свои первые церкви. В середине 1990-х гг. благодаря усилиям сотрудников ММС новые церкви появились в Москве и Хабаровске. В последующее десятилетие новые общины стали открываться во всех уголках этой огромной страны. В настоящее время лучшим примером успешно растущей и насаждающей дочерние общины церкви является церковь в Уфе. На момент падения коммунизма в 1991 г. в этом городе была одна баптистская церковь, в 2005 г. уже семь. Крис и Эйлин Карр прибыли сюда в 2000 г. с видением создания рабочей модели по открытию новых церквей12.

В течение следующего десятилетия Карр занимался представлением различных моделей органического или простого открытия новых церквей. Постепенно ему удалось повлиять на традиционалистски настроенных пасторов и добиться права представить свои идеи региональной ассоциации церквей евангельских христиан-баптистов. Свою теорию он развил на базе таких работ, как: Чальз Брок "Открытие новых национальных церквей", "Учение для учителей" (ММС), Брюс Карлтон "Деяния 29", Вейд Акинс "Первопроходцы евангелизации", Том Вольф "Универсальный ученик", Ники Гамбел "Альфа", Нил Коул "Органическая церковь", а также Фрэнк Виола "Переосмысливая концепцию старых и новых мехов" и "Переосмысливая концепцию церкви".

Карр использовал все эти источники для разработки учебного курса, легшего затем в основу его докторской диссертации. Своим видением умножения новых церквей он поделился на выездной конференции Ассоциации в августе 2009 г. Небольшая группа пасторов и церковных лидеров согласилась принять участие в девяти учебных сессиях осенью 2009 г. Эта группа с готовностью поддержала новое понимание библейских принципов и по окончании проекта благодаря ее усилиям появилось 17 новых домашних групп. Уже через год в городе и области таких групп было уже 30. В настоящее время программа занимается взращиванием лидеров для постоянно появляющихся новых групп.

Цыгане

Последний пример относится к быстро растущему служению среди цыган, живущих на территории Европы. Служение ММС среди цыган началось в 1991 г. в Румынии. В течение следующего десятилетия оно было сконцентрировано главным образом на работе именно в рамках этой страны, где были открыты несколько церквей. В следующем десятилетии служение распространилось и на другие страны и в настоящее время представлено в Польше, Македонии, Словакии, Италии и Чехии.

Самым удивительным компонентом этой истории являются сами верующие-цыгане. Под руководством Бойда Хэтчела цыгане в течение нескольких лет приезжали для участия в летних миссионерских проектах13. Они получали некоторую финансовую поддержку, чтобы за эти несколько недель служения укрепить существующую здесь цыганскую церковь и помочь в открытии новой церкви. За последние пять лет таких групп было немало. Затем в 2010 г. программа была расширена, и цыгане-миссионеры стали отправляться для работы в миссии на год, что привело к появлению новых общин в Скопье, Риме и Праге.

Две цыганских семьи согласились переехать из Кракова (Польша) и посвятить год своей жизни открытию новой церкви в Праге. Они приехали летом 2010 г. и немедленно начали проповедовать Евангелие в цыганской общине Праги. Увидев, что несколько человек откликнулись на эту проповедь, а другие отнеслись к ней с разной степенью заинтересованности, в январе 2011 г. они открыли новую церковь в съемном помещении. На первое служение пришло 60 человек, и в следующие четыре месяца около 20 человек покаялись. Церковь продолжает расти и активно проповедовать Евангелие всем цыганам, готовым его слушать.

Заключение

После падения Берлинской стены ММС направило более тысячи миссионеров (как долгосрочных, так и краткосрочных) в Восточную Европу, примерно две трети из которых приехали с долгосрочной миссией. Эти сотрудники верно несли свое служение с различной степенью эффективности. Благодаря работе ММС в более чем 20 странах появились новые церкви, огромное число национальных лидеров прошло обучение. Вместе с тем, сотрудники ММС продолжают учиться тому, как наиболее эффективно создавать способные к воспроизводству церкви и работать в более тесном сотрудничестве с национальными партнерами и другими христианами, трудящимися над исполнением Великого Поручения. К счастью в настоящее время уже многие национальные и международные партнеры разделяют видение относительно открытия новых церквей. ММС молится о том, чтобы Господь продолжал умножать Свою Церковь среди каждого народа, племени и языка на территории Европы.

Примечания:

1 ММС был основан в 1845 г. под именем Совет по иностранным миссиям Конвенции южных баптистов. На протяжении данной статьи будет использоваться его нынешнее название, полученное Советом в 1997 г.

2 Уильям Эстеп, Полное Евангелие, целый мир: Совет по иностранным миссиям Конвенции южных баптистов 1845–1995 (Nashville: Broadman & Holman, 1994), 62.

3 Тезисы заседания Международного Миссионерского Совета, ежегодная конвенция Южных баптистов, 17 мая 1922, архив.

4 Там же, 16 мая 1923. 5 Там же, 17 мая 1922.

6 Там же.

7 Там же, 12 июня 1940.

8 Нела Вильямс, интервью автору, 26 июня 2008.

9 Дон Мартин "Паркс призывает к соотношению 70-30 для ускорения всемирной евангелизации"Baptist Press, 27 июля 1988, 1.

10 Майк Кресвелл, "Лидеры европейских и ближневосточных баптистских церквей обсуждают с ММС незавершенное задание" Baptist Press, 11 апреля 2000, 1.

11 Милтон Магалхайс, интервью автору, 22 марта 2011.

12 Крис Карр, интервью автору, 1 апреля 2011. 13 Бойд Хэтчел, интервью автору, 8 марта 2011.

Марк Эдворти, живет в Праге, Чешская республика, является миссионером Международного Миссионерского Совета Южных баптистов.

East-West Church Report

PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Contact