Книжное обозрение

Пузынин, Андрей. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. Юджин, Орегон: Pickwick Publications, 2011. Рецензия Мэттью Миллера.

Альянса/Колледжа Наяк. Данная книга, написанная на основании докторской диссертации, которую Пузынин защитил в Университете Уэльса, посвящена анализу самосознания и доктрин вероучения движения евангельских христиан. Это действительно серьезное исследование, тем более что лишь немногие работы представляют систематический разбор истории евангельских христиан в России. В 1944 Союз Евангельских христиан был объединен с Всесоюзным Союзом евангельских христиан-баптистов, однако, после распада СССР многие верующие предпочли искать свои корни в наследии евангельских христиан, а не в организации, основанной в середине 1940-х гг.

Пузынин выделяет в своем исследовании пять периодов, каждый из которых представляет своим лидером, среди них - лорд Рэдсток, Василий Александрович Пашков, Иван Сергеевич Проханов (два периода) и Александр Васильевич Карев. В каждом периоде Пузынин отмечает формообразующие моменты, доктринальные тенденции и основные направления самоидентификации евангельских христиан. Через всю книгу красной нитью проходит одна тема – то, как постепенно под действием различных геополитических факторов формировалось самосознание евангельских христиан. В первом периоде (1873-1878) Пузынин описывает служение Рэдстока в С.-Петербурге, его веру в Кесвикское движение святости и премилленаризм, а также надежды на возрождение русской православной церкви. Во втором периоде (1878-1902) служение своего английского наставника продолжает Пашков, он развивает его идеи реставрационизма, а после изгнания из России в 1884, устанавливает более прочные связи с западными протестантами. После провозглашения частичной религиозной свободы в 1905 г. во главе протестантского движения России становится Проханов, который остается на этом посту до 1928 г. Под его руководством были реализованы образовательные и книгоиздательские проекты, организована русская ветвь Экуменического Евангельского Альянса, начало практиковаться крещение взрослых и была сформулирована оптимистическая постмилленаристская эсхатология. В 1944 во главе объединенного евангельского движения встал Александр Васильевич Карев. Он работал в обстановке ограничений, наложенных на Союз со стороны советской власти, и не шел с ней на конфликт, чтобы защитить верующих от дискриминации и гонений. При Кареве возросло влияние диспенсациолизма, которое пересилило выраженное Прохановым учение о постмилленаризме, а лидеры деноминаций стали практиковать более строгий контроль над местными конгрегациями.

Можно лишь приветствовать появление такого серьезного труда, поднимающего ряд столь важных вопросов. Пузынин предлагает критическую оценку многих фактов, а примечания и широкая библиография отсылают читателя к ценным первоисточникам и ряду второстепенной литературы по данному вопросу. Оценка автором современных исследований без сомнения вызовет большую дискуссию среди читателей. Пузынин безжалостно критикует последние исторические и богословские работы российских и украинских исследователей, таких как Марина Каретникова, Сергей Санников и Михаил Черенков. В книге, однако, существует несколько проблем, которые можно обозначить как вопросы идентификации и вопросы взаимодействия. Во-первых, автор не определяет четко термин «евангельское христианство», считая, видимо, что читатели априори знакомы с описываемым вопросом. Он также не сообщает о его современном статусе (географии церквей, количестве их членов, руководстве). Автор отмечает, что под этим именем известны несколько групп, но кратко упоминает лишь одного современного лидера. Описывая главные события в жизни движения, автор уделяет незначительное внимание его расцвету в 1920-е гг. или репрессиям в 1930-х гг., хотя эти масштабные события сильно повлияли на самоидентификацию данной группы. Он также не описывает в достаточной мере развитие движения в контексте советского общества и православной церкви. Автор упоминает о русском отделении YMCA (Движения ―Молодежь с миссией‖) и Движении Живой Церкви, но его примечания не отсылают читателей к более глубокой литературе по данному вопросу. И, наконец, Пузынин не достаточно четко определяет и защищает свои методы исторической и богословской интерпретации. Для более полного понимания движения евангельских христиан он использует пост-либеральную теологию, однако недостаточно объясняет и оценивает это сравнительно новое американское направление.

Во-вторых, большую озабоченность вызывает отношение Пузынина к другим исследователям. Надеемся, что в последующих работах, даже продолжая энергично критиковать сами книги, он будет более великодушен к их авторам. Пузынин оказывает слишком малое почтение более опытным ученым, имевшим в свое время меньше возможностей для получения информации. Можно высказывать справедливую критику исследования, не ставя при этом под вопрос профессиональную подготовку или компетентность его автора. Комментарии Пузынина создают впечатление, что только он способен адекватно разбираться в данном вопросе. Он, несомненно, талантливый исследователь и его работы внесут заметный вклад в изучение предмета, если он сможет выработать в себе уважительное отношение к товарищам по цеху.

Каков же окончательный вывод? Купите книгу, рассмотрите приведенные в ней аргументы самостоятельно и порадуйтесь постепенному росту качества исследований истории христианства в славянских странах.

Мэттью Миллер является старшим преподавателем истории Северо-Западного Колледжа, Сент-Пол, шт. Миннесота. С 2005 по 2008 гг. преподавал церковную историю и библейские дисциплины в Русско-Американском Христианском Университете в Москве.

 

East-West Church Report

PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Contact