Американские миссионеры в Румынии: преодолевая невежество и этноцентризм
Эндрю ЛаБреш
Примечание редактора: предыдущие фрагменты данной статьи печатались в Вестнике Служений и Церквей Восток-Запад 18 (Осень 2010), 19 (Зима 2011) и 19 (Весна 2011).
Преодолевая этноцентризм и различие в понимании ценностей
Американцам, чтобы преодолеть свой этноцентризм, совершенно необходимо осознать сильный контраст меду американским стремлением к прямой коммуникации и румынским стремлением к коммуникации косвенной. Поскольку румыны являются приверженцами косвенной коммуникации, они имеют свойство ―вслушиваться‖ в то, что было сказано, как бы расшифровывая, что говорящий ―действительно имеет в виду‖. Разговаривая с ―прямолинейными‖ американцами, они зачастую слышат совсем не то, что им говорят. С американской точки зрения, намеки и недосказанность выглядят в лучшем случае как недопонимание, а в худшем – как неискренность.
Недостаток свободного владения румынским языком – огромная проблема части американских миссионеров. Ненормально, когда миссионер, проведший в стране почти семь лет, заявляет о том, что воспринимает лишь 10% проповеди на румынском языке, а другой, живущий здесь на протяжении восьми лет, понимает язык лишь на 40%.
Американский идеал социального равенства – еще один источник конфликта. Хотя различный уровень уважения, с которым румыны относятся к тем, кто стоит ―выше‖ или ―ниже‖ них на социальной лестнице возмущает чувствительных к равенству американцев, миссионерам следует признавать, что существование таких высоко контекстных культур не всегда является абсолютным злом. В Библии нигде не упоминается о демократии и социальном равенстве. Если для блага проповеди Евангелия порой придется проявить некоторую почтительность по отношению к представителям вышестоящих классов, разве это такой уж непосильный труд?
С практической точки зрения, для того, чтобы американцу соответствовать представлению румын об этикете, необходимо, в первую очередь выучить румынский язык и правильно использовать в нем формальные местоимения, а также официальные титулы носящих их людей. Встречаясь с новым человеком нельзя приветствовать его румынским эквивалентом слова ―привет‖. Для этого гораздо лучше подойдет формальная форма глагола и местоимения в сочетании с официальным титулом. Стремление американцев обниматься, энергично трясти руку или хлопать человека по спине может сильно действовать румынам на нервы. Приезжая в Румынию американцы априори получают значительный ―социальный кредит‖, но зачастую они быстро его растрачивают из-за неформальности своего поведения.
Доверие и подозрительность
Исследования показывают, что недостаток доверия или подозрительность также часто становится поводом для конфликтов. В целом американцы очень доверчивые люди, тогда как румыны, напротив, очень подозрительны. Подобное различие, несомненно, обусловлено очень разным историческим контекстом. Для румын иностранцы исторически были угнетателями, к которым обычно относились с недоверием. Осторожность в отношении других людей не обязательно отрицательная черта, особенно, если противоположностью ей является наивность. Очевидно также, что румынским верующим нужна помощь в этой сфере, и что подозрительность по отношению к другим людям – это не та черта, которую американцам нужно перенимать –возможно, им следует быть более осторожными, но никак не подозрительными.
Недостаток доверия – серьезная проблема в Румынии. Одно из Европейских исследований ценностей поставило Румынию на последнее место (31 из 31 среди европейских государств) по уровню доверия (Том ван Шак ―Социальные столицы в обзоре Европейского исследования ценностей‖ 27 сентября 2002; http://www.oecd.org/dataoecd/22/22/2381883.pdf). В другом исследовании Румыния оказалась на 13 месте по уровню цинизма среди 47 изученных культур. США в этом списке заняли 46 место из 47, менее циничной культурой была признана только Норвегия. (Майкл Харрис Бонд и др., ―Измерения культурного уровня социальных аксиом и их корреляция в 47 странах мира,‖ Журнал кросс-культурной психологии 35 [Сентябрь 2004], 563.) Этот недостаток доверия у румын имеет важные духовные последствия. Румынские верующие не только зачастую не доверяют церковным лидерам, они испытывают недостаток доверия к самому Богу, что подпитывает склонность румын к фатализму.
Отношение к переменам
Американцы воспринимают перемены, как шаг на пути к прогрессу и лучшему будущему. Румыны же гораздо меньше ориентированы на будущее и не так много внимания уделяют организационным вопросам. Им сложно строить четкие планы и ставить перед собой цели. Для блага обеих сторон все взаимные ожидания должны быть четко оговорены. Американские миссионеры должны, по меньшей мере, соотносить свои планы с уровнем и темпами, принятыми в Румынии.
Недопонимание
Честность высоко ценится в обеих культурах, тем не менее, как ни удивительно, каждая сторона считает другую непорядочной. Проблема в данном случае заключается в неверном истолковании получаемой информации. Американцы понимают непрямой стиль общения румын как обман, тогда как румыны всегда склонны в словах американцев слышать лишь то, что они хотят услышать. Когда же того, что они ―услышали‖ не происходит (потому что им показалось, что они слышали обещание, а в реальности это было лишь предположение), они обвиняют американцев в том, что те не держат своего слова.
Ценность имущества и человеческих отношений
Из-за разницы в культурных нормах, американцы и румыны по-разному смотрят на частную собственность. В Румынии, например, взять какой-то инструмент на неограниченное время не считается воровством. Длительность заимствования здесь просто не ограничена. Румыны считают, что когда владельцу понадобится его инструмент, он попросит его вернуть. Какая разница, у кого в гараже он лежит, если им все равно никто не пользуется? Американцы же, из-за сильной привязанности к частной собственности, считают невозвращение инструмента не просто нечестностью, но чуть ли не воровством. Здесь на сцену выходит также широко принятое среди американских миссионеров учение о «добром управителе». Однако они путают ответственность за имущество, доверенное им в управление Богом, с ревнивым желанием сохранить свои материальные блага, которые начинают цениться больше, чем человеческие взаимоотношения. В конце концов, наши сокровища должны собираться на небесах, а не пылиться в гараже.
Ценность гостеприимства
Гостеприимство – качество, высоко ценящееся в Румынии, но совершенно неважное для американцев, работающих там. Почти 20% респондентов-американцев не сочли ―отсутствие гостеприимства‖ грехом. Американским миссионерам необходимо принять осознанное решение ―быть странноприимными‖, следуя библейскому указанию Послания к Римлянам. Слишком часто миссионеры считают свой дом ―оазисом‖, в котором они могут ―спрятаться‖ от местных жителей. Конечно, всем нам время от времени необходим отдых от служения, но менталитет ―мой дом – это неприкосновенный оазис‖ сигнализирует румынам о том, что для американцев гостеприимство в лучшем случае неважно, а в худшем – что американцам на самом деле нет дела до тех, с кем они работают.
Ценность благочиния
Еще одна специфическая особенность, о которой американским миссионерам следует знать и которую нужно уважать – это глубокое почтение, с которым румыны относятся к соблюдению приличий в церкви. Чтобы не обидеть ничьих чувств, американцам необходимо научиться большей сдержанности и почтительности во время богослужений. Американская неформальность вообще неуместна в такой высоко контекстной культуре, как румынская, особенно же это касается церкви. Если же для блага Евангелия нужно соблюдать чуть большую пышность и формализм – это не такая уж высокая цена. Сюда входит такое практическое понятие, как одежда, в отношении которой американцам хорошо бы вспомнить такое давно забытое понятие, как ―лучший воскресный костюм‖. Знаком уважения будет также, если американцы будут воздерживаться от юмора на кафедре, а также следить за поведением своих детей в церкви.
Ценность смирения
И, наконец, еще одно очень важное для румын качество, которое должны принимать во внимание американские миссионеры, это смирение. То, насколько это серьезно, доказывает факт, что ―надменность‖ и ―чувство превосходства‖ были названы румынскими христианами второй по значимости причиной конфликтов с американским миссионерами. Все согласятся, что смирение – важное для христиан качество, однако американцам, похоже, его особенно сложно практиковать. Выходом в данной ситуации будет честное признание наличия греха гордости, и стремление учиться смирению и сопереживанию и, как ясно говорит нам Библия, ―почитанию другого выше себя‖.
Конфронтация против посредничества
В противовес американскому стремлению к прямой конфронтации в конфликте, румыны решают споры главным образом через посредничество третьей стороны. Однажды я объяснял эту культурную особенность румын своему коллеге-американцу. Вскоре миссионер меня прервал и с явным раздражением воскликнул: ―Почему бы им просто не почитать Библию? В Библии четко сказано, что нужно подойти к брату и поговорить с ним с глазу на глаз! (Мф.18). Этому американцу, похоже, совсем не было известно о множестве примеров посредничества, приведенных в Писании: заступничестве Авигеи перед Давидом (1 Цар. 25), умиротворении Иаковом Исава (Быт. 32), вмешательстве Есфири и, наконец, примере Иисуса, как посредника между Богом и падшим творением. Пример Нафана, пришедшего к Давиду со своим грехом (2 Цар. 12), хотя и не отражает посредничества третьей стороны, хорошо иллюстрирует способ непрямого решения конфликтов.
Этноцентричная тенденция интерпретировать даже библейскую культуру через призму американского мышления, несомненно, может иметь серьезные последствия для миссии. Опасность состоит в том, что миссионеры начинают судить об отличном от их собственного поведении не только как о неподобающем, но и как о небиблейском. Такой подход способен не только навредить отношениям, но и усложнить решение конфликтов, ведь одна сторона считает другую не только неправой, но еще и менее духовно зрелой.
Подобно тому, как прямая конфронтация американской культуры имеет свои недостатки, способ посредничества также нельзя считать идеальным. В Румынии эта форма порой деградирует до того, что обиженные стороны до тех пор, пока конфликт не улажен, распускают друг про друга сплетни и предаются взаимным оскорблениям. Ни прямая, ни косвенная коммуникация не имеет ―защиты от дурака‖, но обе они могут применяться в зависимости от ситуации.
Объединяя библейское знание и человеческие навыки
Американский евангельский миссионер в Румынии помимо библейского базиса должен иметь знания в различных областях. Ему должны быть знакомы основные принципы культурной антропологии, кросс-культурной коммуникации и межкультурной психологии. Чтобы достичь успеха в служении миссионерам не обязательно становиться профессиональными культурологами, антропологами или психологами, но на них лежит груз ответственности за совершенствование в том, к чему их призвал Господь. Социальные качества и навыки межличностного общения – важные ингредиенты эффективной миссионерской работы, одних библейских знаний недостаточно. Если миссионерская семья выучила Библию от корки до корки, но при этом испытывает такой дефицит в социальных навыках, что никто не хочет к ней приближаться, чтобы услышать Евангелие, какой от ее работы может быть толк?
Отредактированные фрагменты печатаются с разрешения по кн. Эндрю ЛаБреш “Этноцентризм. Американские евангельские миссионеры в Румынии: Качественное миссиологическое исследование на основании выраженных межкультурных ценностных конфликтов” докторская диссертация, Евангельский Богословский Факультет, Лювен, Бельгия, 2007.
Эндрю ЛаБреш является американским миссионером миссии Greater Europe Mission в Румынии с 1997.