Международная защита религиозных свобод
Нокс Тэмз, Крис Сейпл, Эмми Роу
От редактора: первая часть статьи была опубликована в предыдущем выпуске Вестника Служений и Церквей Восток-Запад (№19, Весна 2011).
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – влиятельная правозащитная организация, ведущая деятельность на территории Европы и Евразии. ОБСЕ – самая масштабная региональная организация по безопасности в мире, охватывающая Северную Америку, Европу, Россию, страны, образовавшиеся после распада Советского Союза – всего в ее состав входят 56 государств. Защита религиозной свободы – неотъемлемая часть деятельности ОБСЕ, за последние 30 лет эта организация добилась значительного прогресса в деле защиты религиозной свободы на международном уровне. Страны-члены ОБСЕ неоднократно подтверждали свою приверженность принципам свободы мысли, совести, религии, убеждений, являющихся фундаментальными правами человека.
ОБСЕ была основана в 1975 году с подписанием Хельсинского Заключительного акта, политически обязательного к исполнению соглашения между НДО, Варшавским договором и нейтральными и не входящими ни в какие блоки государствами. Деятельность новой организации должна была концентрироваться вокруг трех больших направлений: вопросов безопасности, экономики и жизни человека. Последнее направление, прежде всего, посвящено сфере прав человека, куда относится и религиозная свобода.
После окончания холодной войны и появления новых государств на руинах Советского Союза, география ОБСЕ расширилась на восток вплоть до Центральной Азии. Все бывшие республики Советского Союза подписали Хельсинкский Заключительный акт и другие документы ОБСЕ. В отличие от других международных систем, вступление в которые возможно с оговорками и особыми условиями, при вступлении в ОБСЕ новые страны-члены принимают на себя обязательства во всей полноте и на равных условиях с уже существующими членами.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) – специфический орган ОБСЕ, который занимается вопросами прав человека и построения демократии (www.osce.org/odihr). Штаб-квартира БДИПЧ находится в Варшаве (Польша). Бюро призвано оказывать содействие странам-членам в построении и развитии демократических систем, путем осуществления наблюдения на выборах, оказания технической помощи в составлении проектов законодательных актов и организации региональных встреч с целью обсуждения вопросов соблюдения прав человека. Например, БДИПЧ провело две встречи в Центральной Азии по вопросам религиозной свободы и сформулировало критические замечания по проектам законов о религии.
Также БДИПЧ проводит ежегодные конференции по правам человека. У ОБСЕ есть местные представительства (миссии) в Юго-Восточной Европе, Восточной Европе, на Кавказе, в Центральной Азии. Миссии ОБСЕ работают непосредственно в тех странах, где есть проблемы с соблюдением религиозной свободы.
Организации по защите прав человека в США
В Соединенных Штатах Америки религиозная свобода отстаивалась и защищалась с самого начала существования страны, история США в этом аспекте уникальна. Целый ряд американских правительственных агентств и организаций занимается развитием свободы религии на международном уровне. Многие иммигранты раннего периода приехали в США по причине религиозных преследований в Европе, именно поэтому защита религиозных свобод была зафиксирована в Первой Поправке к Конституции США, где говорится следующее: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной».
Смещение акцента с защиты религиозной свободы внутри страны в сторону развития свободы вероисповедания на международной арене произошел только в 1970-1980-х гг. Были утверждены новые приоритеты международной политики, поскольку Конгресс США постановил, что Государственный Департамент должен более настойчиво содействовать развитию религиозной свободы. Таким образом, в 1998г. был принят Закон о международной свободе вероисповедания (ЗМСВ) (http://www.state.gov/g/drl/irf/). В определениях этого Закона мы находим сопоставление международных стандартов в области религиозных свобод с реальным положением дел - многие страны этим стандартам сильно не соответствуют – более половины населения Земли вынуждено существовать в условиях правящих режимов, которые жестоко ограничивают религиозную свободу своих граждан. Законом ЗМСВ утверждается, что религиозная свобода должна быть приоритетом во всех двусторонних и многосторонних переговорах; также в результате его принятия были учреждены новые институты, основным из которых является особый отдел Государственного департамента по мониторингу религиозной свободы по всему миру, который возглавляет Посол по особым поручениям в области международной религиозной свободы.
Законом ЗМСВ также была учреждена Комиссия США по международной религиозной свободе (КМРС), которая должна выполнять роль наблюдателя для содействия Госдепартаменту в исполнении его функций в вопросах защиты свободы вероисповедания (http://uscirf.gov) . Во всех посольствах США есть, по крайней мере, один сотрудник, занимающийся вопросами прав человека и религиозных свобод. Именно эти служащие составляют проект ежегодного отчета о религиозной свободе и правах человека. Посол по особым поручениям в области международной религиозной свободы вместе со своими подчиненными готовит Ежегодный Отчет о международной религиозной свободе. В этом отчете общим объемом более 800 страниц проводится оценка состояния религиозной свободы в каждой стране мира за исключением Соединенных Штатов. Все отчеты о религиозной свободе публикуются на веб-сайте Государственного Департамента (http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2010), также они переводятся и публикуются на сайтах посольств США.
В Законе ЗМСВ приведен перечень возможных мер, которые может предпринять Госдепартамент в качества ответа на нарушение религиозной свободы, и эти меры могут быть как жесткими, так и мягкими. Закон дает новую формулировку для обозначения стран с самыми значительными нарушениями религиозной свободы, где происходит «практически полное уничтожение свободы совести». Это страны, вызывающие особую озабоченность (статус СВСО). «Практически полное уничтожение» определяется как «систематические, продолжительные (и) вопиющие» нарушения, такие как пытки и тюремное заключение. На момент написания данной статьи названы следующие страны со статусом СВСО: Бирма, КНДР (Северная Корея), Эритрея, Иран, Китайская народная республика, Саудовская Аравия, Судан, Узбекистан.
В 1976 г. Конгресс учредил Комиссию США по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известную как Хельсинкская Комиссия. Эта Комиссия отслеживает исполнение условий Хельсинкского Заключительного акта, а также других обязательств в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Комиссия – правительственное учреждение США, ее сотрудники отслеживают ситуацию в области прав человека и религиозных свобод во всех 56 странах-членах в Северной Америке, Европе и Евразии.
Неправительственные организации
НПО – распространенная форма неправительственной работы по защите религиозных свобод. Организации такого рода имеют целый ряд преимуществ. Во-первых, они обладают большой степенью автономности и свободы в выборе стратегии и методологии для защиты религиозной свободы, на них не распространяются многие политические и бюрократические барьеры национального или международного свойства. Благодаря своей автономности, они могут говорить более открыто, действовать более оперативно, внедрять новые формы и виды деятельности, они мобильнее официальных государственных организаций. Более того, НПО легче войти в доверие местных религиозных групп, особенно если они единоверцы, ведь гонимые группы часто относятся к госструктурам с подозрением. Государство для них – источник проблем.
Для НПО также характерна общая приверженность делу защиты религиозной свободы как фундаментальному праву человека, они с состраданием относятся к жертвам религиозных преследований. Многие религиозные группы объединяются в НПО для международной защиты своего вероисповедания. Штат этих организаций обычно формируется из единоверцев, у них одни ценности и интересы защиты приверженцев их религии по всему миру.
Конфессиональные НПО обычно понимают, что результаты их работы могут послужить во благо всех религиозных групп, как принадлежащих данной конфессии, так и других, есть множество примеров межконфессионального сотрудничества такого рода. Нужно отметить, что Международный Закон о свободе вероисповедания 1998 г. был принят благодаря совместной лоббистской деятельности конфессиональных НПО в Конгрессе США. В этой работе принимал участие Религиозный Комитет Реформированного Иудаизма, Национальная Духовная Ассамблея Бахаи, Национальная Ассоциация Евангеликов, Уйгурско-американская Ассоциация (представляет в основном мусульманскую уйгурскую народность Китая) и другие.
Многие правозащитные организации – сугубо светские, как, например, Международная Амнистия или Human Rights Watch. Открытый светский характер помогает таким организациям избежать обвинений в религиозной ангажированности, им также легче преодолевать препятствия в сотрудничестве с секулярными организациями, они работают со всеми жертвами преследований, а не только с теми, кто принадлежит той или религиозной группе. Более того, им легче налаживать партнерские связи и привлекать финансирование из нерелигиозных источников, включая большие гуманитарные фонды и государство.
Сбор и распространение информации
В странах с репрессивным режимом, где ограничена свобода слова и печати, очень трудно получить доступ к информации о нарушении религиозных свобод. Многие НПО имеют свои собственные контакты и связи, включая государственных чиновников, работников гуманитарных миссий и единоверцев. Именно через них они добывают нужную информацию. НПО должны проверять достоверность полученной ими информации.
После получения надежной информации НПО распространяют сведения о нарушении прав верующих разными путями: рассылки по электронной почте, публичные презентации, отчеты, пресс-релизы, статьи, консультации с соответствующими государственными органами и международными организациями. Примеры НПО, которые собирают и распространяют информацию: Всемирная христианская солидарность, Компас Директ, Отрытые двери.
Оказание давления и влияние на политику
НПО предпринимают усилия с целью оказания давления на репрессивные правительства, рассчитывая на изменения в соблюдении религиозных свобод. Примеры таких НПО: Международная Амнистия, Human Rights Watch, Комиссия по религиозной свободе Всемирного евангелического альянса, Юбилейная Кампания, Human Rights First, Международная лига по защите прав человека, Центр религиозной свободы Института Хадсона.
Другой инструмент политического влияния – привлечение внимания к религиозной свободе в международных отношениях. Принятие Закона о свободе вероисповедания 1998 г. привело к серьезным изменениям в Соединенных Штатах, и теперь религиозная свобода играет важную роль в американской внешней политике. Тем не менее, многие политики испытывают серьезный недостаток информации о религиозной свободе и о роли религии в международных отношениях, этой темы стараются избегать во внешней политике традиционного характера. По этой причине некоторые НПО предпринимают усилия с целью повышения значимости вопросов религии и религиозной свободы во внешней политике. Эта деятельность осуществляется путем публикации статей, лекционной работы, организации и проведения конференций и дискуссий на тему важности вопроса религиозной свободы во внешней политике. Примеры НПО, занимающихся подобной деятельностью: Институт религии и общественной политики, Международный центр религии и дипломатии, Совет веры в международных отношениях.
Содействие жертвам гонений
Некоторые НПО занимаются обеспечением помощи жертвам гонений. Эта помощь может принимать различные формы: юридическое содействие в подаче исков и жалоб в соответствующие инстанции и суды; материальная помощь семьям жертв, которые были помещены в заключение или убиты; медицинская и психологическая помощь верующим, которые подвергались пыткам; обеспечение религиозными ресурсами, включая священные тексты и учебные материалы, которые либо запрещены, либо слишком дороги; содействие религиозным беженцам в оформлении нужных документов, направлений, спонсорской поддержки, а также в переселении. Помощь может приобретать и более обезличенные формы, например, организацию минут молчания или молитвенных дней о гонимых за веру.
Зарубежные правительства и местные сообщества зачастую с подозрением или враждой относятся к такой деятельности. Традиционные общества иногда считают религиозные меньшинства предателями, которые приняли иностранную культуру в ущерб местным традициям и устоям. Когда такие верующие в последствии получают помощь от иностранных организаций, подобное отношение к ним еще более усиливается, подозрения подтверждаются, а враждебность нарастает. Предоставление религиозных ресурсов может сулить опасность получателям помощи, а также в некоторых случаях может квалифицироваться как нарушение местного законодательства. Примеры НПО, которые оказывают помощь жертвам преследований: Международная христианская свобода, Международная христианская солидарность, Международная христианская помощь, Международная организация иранских христиан, Врачи за права человека, Голос мучеников.
Посредничество в конфликтах на почве религиозной розни
Некоторые НПО занимаются посреднической деятельностью в разрешении конфликтов на религиозной почве между сообществами верующих и правительствами, которые их преследуют. Задача таких НПО – заставить правительства уважать религиозную свободу, а также заставить верующих действовать так, чтобы не провоцировать государство на репрессивные меры. В реализации такой работы НПО стараются строить неофициальные отношения с ключевыми деятелями для создания атмосферы доверия. Эти отношения дают НПО возможности изложить критический анализ правительственных действий по стратегическим аспектам, но это делается часто в неформальных встречах, а не на официальных переговорах. НПО могут также организовывать мирные мероприятия, такие как научные конференции и форумы, на которых не-западные ученые и деятели обсуждают важность религиозной свободы. Такая стратегия позволяет местным властям самим выступить с идеей религиозной свободы, а деятельность НПО просто помогает им осознать важность вопроса реализации свободы вероисповедания.
НПО, работающим в области разрешения конфликтов, также необходимо тесно сотрудничать с местными религиозными группами, но делать это осторожно, чтобы их сближение с правительством не повредило всему религиозному сообществу страны. Деятельность такого рода нетрадиционна, и немногие НПО ей занимаются. Один из примеров – Институт глобальной политики.
Развитие принципа верховенства закона
Во многих странах, где встречается нарушение религиозной свободы, нет развитой законодательной базы и традиции верховенства закона. В результате законы и соглашения, направленные на защиту свободы вероисповедания, часто игнорируются местными властями или произвольно толкуются. Когда имеет место нарушение права на свободу совести, у потерпевших нет возможности воспользоваться юридической защитой, а если такая возможность есть, то отсутствует гарантия справедливого суда. Таким образом, необходимо развивать и укреплять законодательные системы таких государств, следует оказывать им содействие в становлении культуры защиты религиозной свободы как неотъемлемого и нерушимого права человека. Необходимо развивать распространенную практику подачи судебных исков от лица потерпевших в международные трибуналы и национальные суды стран-нарушителей гражданских свобод. Эти судебные дела позволяют жертвам привлекать экспертную юридическую помощь, чего они были бы лишены в противном случае. Также такие процессы привлекают широкое внимание, формируют общественное мнение против правительств стран-нарушителей, и, следовательно, оказывают на них косвенное давление. Иная методика реформ – внутренняя работа, направленная на развитие законодательной базы. Деятельность такого рода может включать преподавательскую деятельность в местных юридических школах, обучение юристов и судей, работа с национальными законодательными органами с целью выработки законов о религиозной свободе, которые соответствовали бы мировым стандартам. Примеры НПО, которые ведут такую деятельность: Фонд религиозной свободы Бекета, Международные адвокаты.
Печатается с сокращениями с разрешения, по: Нокс Тэмз, Крис Сейпл, Эми Роу: Международная защита религиозной свободы; путеводитель для организаций, юристов и НПО (Уэко, Техас, Издательство Бейлорского Университета, 2009).
Нокс Тэмз – директор направления политики и исследований при Комиссии США по международной религиозной свободе, Вашингтон. Крис Сейпл – Президент Института глобальных исследований, Арлингтон, Вирджиния. Эми Роу – до 2007г. выполняла обязанности Директора региональных исследований Института глобальных исследований, Арлингтон, Вирджиния.