ВОСТОК-ЗАПАД
Вестник Служений и Церквей
Лето 2011 Том 19, № 3
Стремление к самофинансированию конгрегаций Евразии: пример Объединенной Методистской церкви
Ханс Вяксби
Заработай, сбереги, все, что можешь, отдай
Рассказывают, что когда Джон Уэсли выступал с одной из своих классических проповедей ―О пользе денег‖ (Стандартные Проповеди 50), в церкви присутствовал один человек, который слушал его с огромным интересом. Уэсли начал с утверждения, что в зарабатывании денег нет ничего плохого, напротив, быть трудолюбивыми, работящими и зарабатывать как можно больше - «прямая обязанность» христиан. Человек был полностью согласен с Уэсли и наслаждался его проповедью. Затем, Уэсли перешел к мысли о том, что христиане должны очень бережно обращаться с деньгами. Он советовал слушателям вести скромный образ жизни, не роскошествовать и не иметь дорогостоящих увлечений. Человек продолжал слушать с воодушевлением, соглашаясь, что христиане должны как можно лучше сберегать приобретенное. Однако Уэсли на этом не остановился, он стал объяснять цель приобретения и сохранения заработанного: ―Пусть никто не обольщается, думая, что он чего-либо достиг, накопив и сохранив все, что только было можно…. Не может человек по-настоящему что-то сберечь, просто складывая в закрома. С тем же успехом он мог бы бросить свои накопления на дно морское или похоронить их в земле‖. Тут человеку стало не по себе. Проповедь, начинавшаяся так хорошо, похоже, делала неожиданный поворот. Уэсли стал призывать христиан к целевому использованию средств и предложил ―добавить третье правило к предыдущим двум. Заработав все, что вы можете, и сохранив, все что вы можете, затем отдавайте все, что вы можете‖. Больше человек выдержать не смог, в расстроенных чувствах он покинул церковь.
Иисус пытался объяснить людям значение парадокса ―Блаженнее отдавать, нежели получать‖ (Деян. 20:35). Обычно мы считаем прямо наоборот. Мы радуемся, если кто-то нам что-либо дает, и чувствуем горечь утраты, если нам приходится что-то отдавать. Иисус же предлагает нам духовную логику в отношении имущества: ―давайте, и дастся вам… ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам‖ (Лк 6:38). ―Отмерится и вам‖ – обещает Иисус. Десятины и приношения – это инвестиции в Царство Божье, которые возвращаются сторицей! Пасторы и прихожане нашей церкви, жертвовавшие свое время, таланты и денежные средства, уже испытали на себе эту истину. Все они обрели благословение – и в личной жизни и в церковном служении. Так происходит сегодня, так будет происходить и в будущем. (Словосочетание ―десятины и приношения‖ мы находим в Мал. 3:8-12. В соответствии с Писанием, десятина составляет 10% от заработанного, [Чис. 8:26] а приношения – все остальные пожертвования).
Западная поддержка против попыток самофинансирования
В 2009 г. поместные Объединенные Методистские церкви получили 738 809 долларов от наших церквей-партнеров из-за границы (помимо поддержки в специальных проектах и строительстве). В 2010 г. эта цифра уже составила 1 042 050 долларов. За первые два месяца 2011 г мы получили 173 675 долларов, главным образом, для нужд поместных церквей. Иными словами, на нас не перестают изливаться потоки благословений. Для нас большая привилегия отдавать самим и знать, что при этом мы ничего не теряем, ведь мы отдаем это для Господа.
Тем не менее, мы находимся сейчас в непростом положении. Практически весь мир борется с последствиями финансового кризиса 2009 г, кроме того, цены в России, Украине и Средней Азии продолжают стремительно расти. Обычный прихожанин методистской церкви Евразии далеко небогат, но если он будет отдавать только ―лишнее‖, наш ящик для пожертвований и десятин будет практически пустым. Однако наши прихожане продолжают «подвизаться добрым подвигом» как в духовном, так и в финансовом плане.
Самофинансирование было заявлено в 2007 г. в числе пяти приоритетных направлений, в которых должна развиваться Объединенная Методистская церковь Евразии. (Другие сферы - это посещаемость собраний, рост числа церковных лидеров-добровольцев, служение ближним и достижение годичных целей поместных церквей). Концепция самофинансирования нашла широкую поддержку, в этом направлении уже предприняты смелые шаги и появились первые ободряющие результаты.
Результаты исследования
Как же в действительности Объединенные Методистские церкви Евразии собираются добиться финансовой независимости? Опросив треть наших конгрегаций, мы узнали следующее:
• 40% наших церквей получают более чем 80% от всех пожертвований из-за границы;
• 30% получают 60-80% от всех пожертвований из-за границы;
• 10% получают 15-60% от всех пожертвований из-за границы; • 5% получают менее 15% от всех пожертвований из-за границы;
• 15% вообще не получают пожертвований из-за границы.
Когда в церквях задали вопрос, когда, по их мнению, они смогут перейти на самофинансирование, ответы начинались от ―никогда‖, до через 10, 5 или даже через 2 года. Шесть из 116 церквей-респондентов на сегодняшний день находятся на полном самофинансировании, чаще всего, просто потому что у них за границей нет церкви-партнера.
По мнению большинства пасторов методистских церквей, главным способом для достижения финансовой независимости является увеличение сбора десятин и пожертвований. Опираясь на свой опыт и понимание ситуации, они дали следующие рекомендации относительно того, как добиться такого роста:
В деле перехода на самофинансирование важны также административные и экономические меры. Необходимо сделать следующее:
- Составить план перехода на самофинансирование;
- Практиковать финансовую прозрачность;
- Учить Церковный Совет бюджетированию и церковной бережливости;
- Бюджет должен стоять отдельным пунктом в расписании заседаний Церковного Совета;
- Проводить обучающие семинары для бухгалтеров поместных церквей;
- Сдавать церковные помещения в аренду;
- Не затягивая решать финансовые вопросы церкви.
Что в действительности значит “самофинансирование”?
Финансовая независимость церкви – это большая тема, поэтому необходимо внести ясность, что в действительности подразумевается под этим словосочетанием. Здесь важно помнить о неделимости двух нижеприведенных принципов.
Каждая методистская церковь, вне зависимости от своих размеров, должна, опираясь только на собранные в церкви десятины и приношении, быть в состоянии: поддерживать пастора или другого руководителя церкви; оплачивать свои основные текущие расходы (например, аренду, коммунальные услуги и т.д.) и вести базовую программу церкви, которая включает в себя как минимум одно богослужение в неделю, одну постоянную евангелизационную кампанию и одну постоянную социальную программу.
1. Размер церкви и уровень сбора в ней десятин и пожертвований напрямую определяют размер ее бюджета. (В бюджете должна содержаться графа ―приход‖, наравне с графой ―расход‖, недостаточно простого перечисления проектов и их стоимости на следующий год. Кроме того, стратегический план должен включать в себя развитие финансовой жизнеспособности церкви, что соответствующим образом должно быть отражено в бюджете). Возможно, поначалу церковь не сможет позволить себе платить зарплату пастору, в ней может даже не быть рукоположенного пастора. Однако по мере роста в вере и посвященности, она также будет расти в количестве прихожан и размерах сбора десятин. Затем она сможет начать оплачивать пастору сначала полставки, а затем и полную ставку. Такое соглашение должно быть сформулировано в письменном виде и подписано пастором и церковью. Домашняя церковь может существовать с минимальным бюджетом, однако по мере роста она также может начать нуждаться в аренде помещения, а затем и в строительстве церковного здания.
Если все прихожане приносят свои десятины и жертвуют максимум своих возможностей, но при этом денег на покрытие издержек церкви все равно не хватает, тогда, возможно, проблема заключается не в недостатке щедрости прихожан, а в слишком высоком уровне расходов. Не стоит ожидать, что десять членов церкви смогут одновременно платить зарплату пастору и оплачивать аренду помещения для собраний или расходы по содержанию здания церкви. Таким образом, мы приходим ко второму принципу.
2. Каждая методистская церковь может обратиться за краткосрочной целевой финансовой поддержкой к международной Объединенной Методистской церкви для:
- Создания новых собраний верующих, состоящих из новообращенных;
- Получения образования на местных, областных или ежегодных конференциях;
- Специальных евангелизаций;
- Лагерей;
- Помощи на стартовом этапе;
- Помощи для особого рывка в развитии (например, пастору может быть увеличена зарплата, чтобы он уделял больше времени подготовке прихожан к евангелизационному проекту).
Важно отметить, что поддержка международной Объединенной Методистской церкви может быть получена для развития, евангелизации и роста, а не для покрытия текущих расходов, которые каждая церковь должна брать на себя. Если церковь слишком мала и не может удовлетворить свои основные нужды, и если при этом у нее нет видения относительно своего развития, в ней не предпринимаются никакие новые шаги, нет плодов деятельности, то она не может рассчитывать на поддержку всемирной методистской церкви. Такие церкви должны урезать свой бюджет. Поддержка всемирной методистской церкви не может быть получена лишь для сохранения status quo.
От зависимости к взаимозависимости
В настоящее время большинство Объединенных Методистских церквей Евразии слишком зависят от своих заокеанских партнеров. Это не слишком здоровая ситуация для церквей, стремящихся стать по-настоящему национальными и завоевать уважение в глазах общества, которому они служат. Наша цель, однако, состоит не в абсолютной независимости. Мы хотим вместе нести общую миссию, быть партнерами друг другу и нашим друзьям за рубежом, а в более широком смысле, быть взаимозависимыми во Христе. Наше видение заключается лишь в финансовой независимости на местном уровне. Переход на самофинансирование в каждой церкви уникален и определяется местными особенностями, однако в любом случае он должен быть хорошо спланирован и прозрачен. Надежд и желания недостаточно, каждая поместная церковь должна предпринять на этом пути обдуманные шаги веры.
Вот несколько простых советов, часть из которых базируется на результатах нашего исследования.
- Изучив финансовое положение церкви и ее планы на будущее, во-первых, сверьтесь с Определением Миссии церкви, если же такового не существует, создайте его, отвечая при этом на три вопроса: Почему людям нужен Христос? Почему людям нужна церковь? Почему людям нужна именно наша церковь?
- Финансовые вопросы и духовные цели всегда идут рука об руку. Если мы будем пытаться их разделить, пострадают обе половины. Если наша вера будет расти, будет укрепляться и наше финансовое положение.
- Пересмотрите свои расходы. Сколько денег нужно, чтобы осуществить все то, у чему, по вашему мнению, вашу церковь призывает Бог?
- Пересмотрите доходы. Что вы можете сделать, чтобы увеличить сбор десятин и приношений? Есть ли в вашей церкви другие возможные способы получения дохода?
- После пересмотра доходов и расходов, если разрыв все еще сохраняется, нужно выяснить, есть ли в церкви планы по развитию или проекты, под которые вы можете попросить помощи из-за рубежа.
- Определите уровень финансовой независимости, ответив на следующие вопросы:
-Нужно ли нам увеличить наши доходы?
- Нужно ли нам снизить наши расходы?
- Нужно ли нам сделать глобальные изменения в том, как мы работаем и как организована эта работа?
- Можем ли мы увеличить количество добровольцев в руководстве церкви?
- Нужно ли нам рассмотреть возможность кооперации с другой церковью для того, чтобы у нас появился освобожденный пастор (работающий на полную ставку)?
В заключение
Нам стали ясны несколько моментов.
1. Объединенная Методистская церковь Евразии имеет достаточно указаний в Писании и проповедях нашего основателя Джона Уэсли на необходимость щедро жертвовать для поддержки поместных церквей. Кроме того, для истинно верующих пожертвование - это привилегия и благословение, а не тяжкое бремя.
2. Объединенная Методистская церковь Евразии серьезно относится к переходу поместных церквей на самофинансирование. С одной стороны, местным церквям жизненно важно иметь конкретные планы перехода к своей финансовой независимости. С другой стороны, хотя большинство наших церквей еще не
достигло этой цели, они планомерно движутся в этом направлении, и в большинстве случаев продвинулись гораздо дальше средней протестантской семинарии на территории бывшего СССР (см. Марк Эллиотт, ―Современный кризис в протестантском богословском образовании в бывшем Советском Союзе‖, Религия в Восточной Европе 30 [Ноябрь 2010], 6).
3. И, наконец, Объединенная Методистская церковь Евразии благословлена постоянной молитвенной и финансовой поддержкой со стороны международной методистской церкви. Эта помощь, однако, не должна рассматриваться как постоянная дотация, это скорее ресурс, помогающий поместным церквям в их краткосрочных проектах, становлении и дальнейшем росте.
Ханс Вяксби является епископом Объединенной Методистской церкви Евразии, Москва.