Книжное обозрение
Дэниел Уоллас, Питер Бергер и Кристофер Марш, ред., Перспективы церковно-государственных взаимоотношений в России. Вако, Техас, Институт церковно-государственных отношений Дж. Доусона. Рецензия Эрика Липпмана.
Само по себе слишком общее название сборника - Перспективы церковно-государственных взаимоотношений в России – может у кого-то вызвать сомнения в том, что у подобной темы есть перспектива быть раскрытой. Тем не менее, сборник, в который вошли статьи наиболее признанных экспертов в этой области, трудно было бы назвать более точно. Просматривая оглавление, однако, задаешься вопросом, не является ли название даже слишком узким, поскольку обсуждение сложностей взаимоотношений власти и ислама в Средней Азии явно выходит за рамки церковно-государственных отношений в России. В предисловии авторы отмечают, что их целью было собрать “самые лучшие исследования по данному вопросу”, даже если эти исследования “противоречат друг другу” (стр. 3). Что ж, и качество, и противоречия здесь действительно присутствуют в избытке.
Редакторы признают проблему унификации столь разных направлений, а потому сложная задача создания тематической связи легла на плечи первых двух авторов. Выдающийся социолог религии Питер Бергер открывает сборник короткой статьей под названием “Православие и глобальный плюрализм”, устанавливающей социологические рамки для остальных статей сборника. Бергер рассуждает о том, какой проблемой модернизация представляется для традиционных религий. По мнению Бергера, утверждение, что модернизация обязательно подразумевает под собой секуляризацию, является “эффективно фальсифицированным” (стр. 8). Тем не менее плюрализм, сопровождающий модернизацию, стимулирует динамику развития религиозной мысли и практики (стр. 10). Сложность, которую представляет это мирное соседство двух различных точек зрения, является центральным столпом данной статьи. Освещение второй проблемы – отношения православия к либеральной демократии – досталось Джеймсу Биллингтону, директору Библиотеки Конгресса и одному из наиболее уважаемых историков русской культуры. Его исполненное симпатии рассуждение о центральном месте русского православного наследия завершается делением православных на четыре группы – ультранационалистов, реформистов, институциалистов и пасторалистов (стр. 23-24). Биллингтон не берется предсказать направление, в котором будет двигаться Россия, но в одном он уверен: в любом случае ведущую роль в нем будет играть православие.
Следующие статьи, составляющие основную часть книги, посвящены рассмотрению более узких тем. Известные историки и социологи религии обращаются к различным вопросам, начиная от того, каково влияние законов о религиозном многообразии, до рассмотрения наиболее популярных взглядов на церковно-государственные отношения и политические партии, а также такой важнейшей теме, как религиозное воспитание в общеобразовательных школах. Методики исследований и выводы авторов статей сильно различаются и порой противоречат друг другу, однако, наличие различных интерпретаций лишь усиливает единое впечатление крайней сложности современного российского общества и, возможно, поможет устранить у некоторых страх, что Россия постепенно отходит от принципов гражданского общества. Ведь множественность различных точек зрения как раз и является признаком гражданского общества. Заключительные статьи, принадлежащие Полу Фрозу и Себастьяну Пейроузу, могут показаться неуместными, поскольку в них обсуждаются проблемы отношения власти и ислама в среднеазиатских республиках. Однако темы плюрализма и демократии, заявленные в самом начале Бергером и Биллингтоном, являются не менее актуальными для стран этого региона.
Если закрыть глаза на ряд опечаток, которые встречаются здесь, к сожалению, слишком часто, в целом этот проект можно назвать удачным. Качественные работы признанных экспертов из различных областей знания рисуют сложную и вместе с тем подробную картину российской религиозной, общественной и политической жизни, одновременно подчеркивая, что вопросы плюрализма и политики доминируют здесь повсеместно. Это очень нужное противоядие для движимого страхом и порой слишком упрощенного понимания состояния современной религиозной и политической ситуации в России.
Эрик Липпман преподаватель истории Бетани Колледжа, Бетани, шт. Западная Вирджиния.