Веонжин Чой

Южная Корея стала мировым лидером христианского миссионерства. В 2008 г. 62 тысячи корейских церквей послали на служение в разные страны мира 20 840 миссионеров 1. В Средней Азии 10% всех миссионеров, служащих в баптистских церквях, являются выходцами из Южной Кореи (89 из 889), для Казахстана эта цифра составляет 22% (48 из 230)2.

Первые шаги

Всемирный Баптистский Конгресс, проходивший в Южной Корее в августе 1990, послужил катализатором миссионерской работы корейских баптистов в Средней Азии в 1991 г. Исполнительный директор конгресса Ки-Ман Хан и министр национальной безопасности Кореи Сей-Жик Парк пригласили для участия в Конгрессе около 250 представителей России, которым были предоставлены бесплатное размещение, питание и материалы 3.

Со своей стороны, по возвращении домой, руководители российских евангельских христиан-баптистов пригласили в Россию директора конгресса Хана, а также координатора Международного совместного служения при Международном миссионерском совете (IMB) Конвенции Южных баптистов США Билла Фаджа. Этот визит состоялся 23-30 ноября 1990, причем Хан и Фадж посетили не только Москву, но также Ташкент (Узбекистан), Бишкек (Кыргызстан) и Алма-Ату (Казахстан). Во время этой поездки российские евангельские христиане-баптисты выразили согласие помогать корейским миссионерам-баптистам в деле подготовки их миссии в Среднюю Азию. В то же время Биюнг-Ки Ю, как представитель корейских баптистов, и Билл Фадж, как представитель южных баптистов США, заключили устное соглашение, в соответствии с которым зоны миссионерской активности были разделены следующим образом: Казахстан и Кыргызстан были признаны сферой приоритета для корейских баптистов, а Узбекистан – для южных баптистов США.4 Вскоре после этого в марте 1991 г. Совет по иностранным миссиям южно-корейских баптистов отправил российским баптистам 15 тысяч Библий на русском языке, а в августе 1991 – еще 15 тысяч.

 Первым корейским миссионером в Казахстане стал Донг-Сунг Ким. В феврале 1991 г. он посетил Москву, Ташкент, Бишкек и Алма-Ату, причем в последней он смог поделиться Евангелием с местными коре-сарам (этническим корейцами, живущими в Средней Азии). Он положил начало Алма-атинской баптистской церкви «Осанна» - первой церкви, основанной здесь корейским миссионером5. В настоящее время ее возглавляет русский кореец Александр Хан, а церковь получила название Алма-атинская центральная баптистская церковь. Эта конгрегация открыла 11 дочерних церквей, а также посылает миссионеров в деревни и другие страны 6.

 Затем Джошуа Чунг вместе с семьей переехал в Шымкент, где основал Шымкентскую церковь «Эммануил», а Сеон-Тэк О с семьей отправился в Бишкек, где открыл Бишкекскую церковь «Соманг». В течение этого периода церкви русских баптистов оказывали корейским баптистам огромную поддержку.

 Роль этнических корейцев, живущих в Средней Азии

 Коре-сарам (русские корейцы) также сыграли важную роль в деле становления и развития корейских баптистских миссий в этом регионе. В Российской империи корейцы впервые появились в 1860-х гг. в Приморском крае, спасаясь от голода и гонений со стороны японцев, оккупировавших Корею 7. Затем в 1937 страдающий паранойей Иосиф Сталин приказал насильственно переселить этнических корейцев, живших в Приморском крае и на Дальнем Востоке, в Среднюю Азию. Было депортировано 171 782 человек, причем 76 525 были отправлены в Узбекистан, а 95 256 – в Казахстан8. После 1991 г., вне зависимости от своей религиозной принадлежности, русские корейцы охотно помогали корейским миссионерам. Те коре-сарам, кто мог говорить и по-русски, и по-корейски сыграли ключевую роль, став переводчиками для корейских миссионеров-баптистов.

 Евангелизация казахов

 Первые корейские миссионеры-баптисты стремились также к евангелизации мусульман. Первопроходцем в этом деле стал Мин-Хо Чу, который в сентябре 1991 г. вместе со своей семьей приехал в Казахстан по линии гуманитарной организации «Сеним»9. Через четыре года интенсивного изучения языка, Чу составил корейско-казахский словарь10. Летом 1991 г. Чу организовал Казахско-Американский фестиваль культурного обмена, в котором приняли участие многие евангельские христианские организации и служения, в том числе «Сеним», привлекший к работе 150 переводчиков, 60 из которых впоследствии приняли Христа. Из этих новообращенных впоследствии была создана первая казахская церковь. К концу 1992 г. в церкви было 29 членов - крещеных казахов.11 Тодд Джемисон так охарактеризовал долгосрочный эффект того двухнедельного фестиваля:

 Во-первых, фестиваль стал отправной точкой для различных проектов, начатых Питером Кентом... Во-вторых, его результатом стал огромный приток работников и основание новых церквей... В-третьих, что самое главное, увеличилось знание о возможностях для служения среди казахов.12 Вслед за этим Чу выступил организатором «Фестиваля Корейской культуры», который прошел в

 Москве, Бишкеке, Шымкенте и Алма-Ате 23 октября − 2 ноября 1991. Из Кореи на фестиваль приехало 22 человека, среди них пасторы баптистских церквей Ки-Ман Хан, Хонг-Беом Хонг, Санг-Дэ Ли, Тэ-Ок Ли, Тэ-Гай Ю и Биюнг-Ки Ю, миссионер Международного миссионерского совета Южных баптистов США Билл Фадж, бизнесмены из баптистской церкви Йойда, а также врачи из баптистского госпиталя Бузан. Корейские баптистские миссионеры-первопроходцы подготовили хорошую базу для основания новых церквей через программу медицинской помощи, бизнес-конференции, музыкальные концерты, а также евангелизацию.13

 Церковь «Салем»

Чу, вместе со своими соратниками Ки-Суп Шин, Ин-Я Сео и Андрю Сонгом, присоединившимися к нему в 1992 г., основал 26 апреля 1996 г. церковь «Салем», состоящую из 50 членов14. Эта церковь стала первой казахской церковью, основанной корейскими миссионерами в Казахстане, и первой ласточкой в деле проповеди Евангелия тюркским народам Средней Азии.15 Церковь «Салем», в которой на сегодняшний день около 500 взрослых членов и 150 детей, в свою очередь основала 12 церквей, пять из которых незарегистрированы. Ею также создан некоммерческий Центр развития казахского лидерства.16 В рамках этого центра «Салем» имеет компьютерно-языковой центр, стоматологическую клинику, центр развития молодежных лидеров, а также реабилитационный центр для лечения алкоголизма и наркомании. В 1995 г. церковь отправила две семьи в Монголию и Китай в качестве постоянных миссионеров.17

 Богословское образование

 Вместе с расцветом миссионерского служения и ростом числа церквей и верующих, корейским миссионерам-баптистам потребовались помощники-лидеры из числа местного населения. Чтобы удовлетворить эту нужду, в 1996 г. корейские баптисты открыли Среднеазиатскую Баптистскую Богословскую Семинарию. В 2002 при поддержке южнокорейской баптистской церкви г. Йойда, корейцы начали интенсивный курс богословского обучения для местных лидеров в Алма-Ате. К 2006 г. эту семинарию окончили и вернулись для служения в свои церкви 116 местных лидеров. Кроме того, некоторые из них основали новые церкви в других странах.18

 Рост церквей

 К 2005 усилия корейских баптистских миссий привели к созданию 83 церквей в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, которые объединили 6 698 верующих, среди которых 2 187 являются крещеными членами церквей. 19 К 2007 г. корейские миссионеры-баптисты основали 52 церкви в Казахстане, в которых было более 5 тысяч верующих, 2,5 тысячи из них были крещеными членами. 20

 Стратегии открытия новых церквей

С самого начала церкви, открытые корейскими миссионерами-баптистами в Алма-Ате («Осанна», «Салем», «Дюнамис»), Шымкенте («Иммануил»), Бишкеке («Кызыл-Орда Соманг») и Усть-Каменогорске («Родник») уделяли особое внимание подготовке учеников и основанию новых дочерних церквей. Умножение церквей стало визитной карточкой корейского миссионерского движения в Средней Азии.

 Миссионерская концепция корейских баптистов отличается от той, которую озвучил представитель Международного миссионерского совета Южных баптистов Дэвид Гаррисон. В его понимании движение по основанию новых церквей, каким оно описано в его популярной книге с одноименным названием, - это «быстрое умножение национальных церквей среди местного населения».21 В противоположность этому, большинство корейских миссионеров уделяют малое внимание скорости. Хотя Гаррисон подчеркивает стремительность, как библейский принцип, корейские миссионеры-баптисты подвергают сомнению то, что Библия требует быстрого умножения. Они предупреждают, что поспешное создание лидеров, как это предлагает делать Гаррисон, может привести к появлению слабого и незрелого лидерства и, как следствие, нездоровых церквей. Корейцы уверены, что подготовка учеников – трудоемкий, но совершенно необходимый процесс. Как следствие такого подхода, зачастую многие корейские миссионеры надолго остаются в церквях, которые они основали. В Казахстане существует всего две церкви, руководство в которых корейские миссионеры передали в руки пасторов из числа местного населения. Преодоление этой проблемы является одной из главных задач для лидеров корейских миссионеров.

 Причины успеха корейских миссионеров

 В успехе проповеди Евангелия в Казахстане и других странах Средней Азии корейским миссионерам-баптистам помогал ряд различных факторов. Во-первых, корейцы и жители Средней Азии обладают явным расовым и языковым сходством. Этнические корни корейцев находятся в группе монголо-алтайских народов, корейцы и казахи говорят на языках алтайской группы. Вследствие этого корейским миссионерам гораздо легче, чем их западным коллегам выучить языки среднеазиатских народов. Обычно миссионеры-корейцы учат казахский язык в два-три раза быстрее миссионеров западных.22

 Корейская и казахская культуры обладают рядом сходств, в числе которых манера сидеть, принимать пищу и спать на полу. Корейцы хорошо понимают иерархическую структуру казахского общества, мусульманские представления о чести и бесчестии, важность семейных ценностей и почет к старшим. Простота в изучении языка и быстрая культурная адаптация в значительной мере способствуют успеху корейских миссионеров в Казахстане.

Понимание традиционной религии

 Хотя официально главенствующей религией в Казахстане считается ислам, на практике наибольшее распространение имеет ислам бытовой, включающий в себя множество элементов шаманизма и анимизма. Корейские миссионеры, имеющие за плечами нехристианское прошлое, хорошо знакомы с такими проявлениями религиозности казахов, как поклонение предкам, анимизм и шаманизм, и могут поделиться с ними собственным опытом, как они начали следовать за Христом в подобных условиях.

 Схожий опыт и интересы

 Подобно казахам, корейцы пережили колониальное завоевание и аннексию своей территории. Казахстан был оккупирован Россией в течение почти 70 лет, а Корея была имперским владением Японии на протяжении 36 лет. Корейцы могут понять чувства казахов, испытывающих негодование по отношению к России. Тот факт, что корейские миссионеры не выглядят как западные империалисты, стал ключевым преимуществом при евангелизации казахов-мусульман. Кроме того, в Казахстане восхищаются быстрым подъемом Южной Кореи и стремятся видеть подобное экономическое чудо в собственной стране. И, наконец, то, что значительное число этнических корейцев проживает в Средней Азии, облегчило доступ корейским миссионерам в Казахстан.

 Духовные факторы

 Усиленная молитва особенно характерна для корейских христиан. Во всем мире широко известны их молитвы на рассвете, всенощные молитвы, молитвенные горы и молитвы с постом. Это духовное подвижничество дает корейским миссионерам явное духовное преимущество в проповеди Евангелия казахам и другим народам Средней Азии.23

 Уникальные качества корейцев

Корейский миссионер Мэттью Йонг объясняет успех корейских миссий высокой посвященностью миссионеров, искренним состраданием к падшим, усиленной молитвой, гостеприимством, повиновением властям, упорством и щедростью. 24 За годы японской оккупации, Корейской войны и экономического упадка в корейцах выковался крепкий боевой дух и невероятная стойкость. Корейские верующие обладают смелостью первопроходцев и готовностью преодолеть любые испытания и опасности, чтобы только принести людям Евангелие. Поскольку корейские миссионеры-баптисты обычно высоко образованы, им легче принимать участие в общественно-полезных проектах, в том числе организации компьютерных курсов, клубов таэквон-до, курсов английского и корейского языка, бизнесс-центров, спортивных команд и школ профессиональной подготовки. ♦

 От редактора: заключительная часть данной статьи будет опубликована в следующем выпуске Вестника Служений и Церквей Восток-Запад 18 (Осень 2010).

Примечания:

1 Корейская Ассоциация мировых миссий, «Статус отправки миссионеров в 2008», прочитано 6 мая 2010 на сайте http://kwma.org/

2 E-mail автору от Ки-Тае Ким, председателя Совета Среднеазиатской ассоциации иностранных миссий

Корейской Баптистской Конвенции от 3 декабря 2007; Тодд Джемисон, «Достижение мусульманского большинства: ответственность корейской церкви в евангелизации казахов в Средней Азии» неопубликованная статья.

3 Шин, «Среднеазиатский региональный отчет» в Форум для лидеров баптистских миссий в 2006 г. ред. Сун- Санг Парк (Сеул: Совет иностранных миссий Корейской Баптистской Конвенции, 2006), Сей-Жи Парк был рукоположенным дьяконом баптистской церкви Йеой-до, в 1990 г. работал директором Национальной службы разведки.

4 Беседа автора с Биюнг-Ки Ю от 1 августа 2007, запись MP3, Ильсан, Корея. С 1988 по 2005 гг. Биюнг-Ки Ю являлся президентом Совета иностранных миссий.

 5 Донг-Сун Ким, «Уроки из опыта открытия новых церквей» Баптистские мировые миссии 38 (1995): 4.

  6 Сеок-Ки Ким, e-mail автору от 7 октября 2007. Корейские баптисты отправили своего первого мисионера в

 1991 в Кыргызстан, а в 1998 г. – в Узбекистан.

 7 Жениюнг Ли, «Корейские китайцы на российском Дальнем Востоке: опыт исследования», прочитано 10 сентября 2007 на сайте http://gsti.miis.edu/CEAS-PUB/200108Lee.pdf.

 8 Там же

 9 Сеним по-казахски означает «доверие». Первоначально был создан Питером Кентом как платформа для гуманитарного и культурного обмена. В 1990 г. был официально зарегистрирован как первая американская организация в Казахстане. К 1993 г. Алтын Алма – казахский партнер этой организации, вышел из партнерства. После этого Сеним был зарегистрирован как исключительно американское предприятие. Тодд Джемисон «Историческое исследование евангелизации и контекстуализации Евангелия среди казахского нараода Средней Азии» докторская диссертация, Юго-Западная Баптистская Богословская Семинария, 1999, 105.

 10 Мин-Хо Чу, беседа с автором от 1 июня 2007, запись MP3, Форт Уорт, Техас.

 11 По мнению Тодда Джемисона, «К 1989 г. Совет международных миссий Конвенции южных баптистов уже имел одного миссионера, в задачи которого входила работа с казахским народом (без проживания в стране). В следующем году, незадолго до распада Советского Союза, этот миссионер помогал первым долгосрочным миссионерам, отправлявшимся в Казахстан, чьей приоритетной задачей была работа с казахами». Джемисон «Историческое исследование», 104-09, Джемисон, «Достижение мусульманского большинства».

 12 Джемисон «Историческое исследование», 107. Для получения дополнительной информации см. «Баптистские работники протягивают руку дружбы народам Средней Азии в забытых городах» Слово и путь, 13 февраля 1992, 16; и Бет Сэммонс, «Баптисты посетили закрытый ядерный объект», Комиссия 55 (январь 1992), 43.

 13 Ки-Суп Шин «Исследование структуры миссий в сфере миссионерской деятельности: в центре внимания баптистские миссии в Средней Азии» магистерская диссертация, Корейская Баптистская Богословская Семинария, 2001, 39-40.

 14 Мин-Хо Чу, e-mail автору от 27 сентября 2007. Церковь «Салем» была официально зарегистрирована в декабре 1997.

 15 Чу, однако, помнит, что церкви Ракум (Благодать) и «Радость» появились раньше церкви «Салем». Мин-Хо Чу, беседа с автором от 1 июня 2007, запись MP3, Форт Уорт, Техас.

 16 Мин-Ха Чу, e-mail автору от 27 сентября 2007.

 17 Тамже.

 18 Хонг-Бае Ким «Ретроспектива и перспективы Среднеазиатской баптистской богословской семинарии» в сборнике Форум для лидеров баптистских миссий в 2006 г. ред. Сун-Санг Парк, 149-50.

 19 Тамже, 149.

 20 Ки-Тае Ким, e-mail автору от 3 декабря 2007. Ким является председателем Совета Среднеазиатской ассоциации иностранных миссий Корейской Баптистской Конвенции.

 21 Дэвид Гаррисон, Движение открытия новых церквей: как Бог освобождает потерянный мир (Midlothian, VA: WIGTake Resources, 2004), 21.

 22 Джемисон «Историческое исследование», 173.

 23 Джемисон, «Достижение мусульманского большинства»

 24 Мэттью Йонг, «Глобализация и кооперация среди корейских миссионеров», доклад, представленный на ежегодных консультациях для корейских миссионеров, Кыргызстан, 17 августа 2006, электронный документ. Мэттью Йонг получил эти данные при обработке результатов опросов, проводимых с 2001 по 2005 гг.

Отредактированные фрагменты печатаются с разрешения по: Веонжин Чой «Оценка корейских баптистских миссий в Казахстане и Средней Азии», докторская диссертация, Юго-Западная Баптистская Богословская Семинария, 2008. Диссертацию можно приобрести через VDM Verlag Dr. Mueller за $111.

 Веонжин Чой миссионерский пастор церкви Dreaming Church, Бундарг, Южная Корея, а также лектор Корейского Баптистского Теологического Университета, Дайжон, Южная Корея.

 

East-West Church Report

PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Contact