Алексей Мельничук

Невозможно переоценить ту роль, которую сыграла великая Божья милость в процессе освобождения стран бывшего Советского Союза от 70-летнего духовного ига. В свою очередь, эта вновь обретенная свобода повлекла за собой волну миссионерского движения, а вместе с ней и ряд положительных перемен: открытие широкого доступа к Священному Писанию, появление новых церквей в городах, где раньше их не было вообще, создание христианских СМИ, развитие международных контактов (церкви бывшего СССР смогли теперь учиться у корейцев, немцев, африканцев, американцев и др.), создание образовательных учреждений и изменение жизни сотен тысяч людей.

Однако в настоящее время мы видим, что число новообращенных прекращает расти, или же этот рост значительно замедляется. Нам следует задать себе вопрос: что мы делаем не так? Не используем ли мы свое время и ресурсы неразумно? Мне кажется, в нашей миссионерской работе проблемы можно разделить на четыре категории.

Вопрос идеологии

В большинстве церквей существует разделение на консерваторов и новаторов. Довольно часто обе стороны могут быть согласны по сотням доктринальных вопросов (следовательно проблема не доктринального характера), и при этом резко расходиться в вопросе приоритетов. Именно то, на чем ставить акцент в церкви, что считать наиболее важным, становится причиной конфликтов. Эти идеологические разногласия приводят к серьезным последствиям.

С одной стороны, традиционные церкви требуют, чтобы новообращенные не только приняли спасение, но также соблюдали определенные обычаи и традиций церкви. В противном случае новые прихожане не чувствуют себя здесь как дома, а члены церкви не воспринимают их как истинно верующих. С другой стороны, есть церкви-“активисты”, которые считают, что верующие должны менять мир через политику или социальные акции. Однако нам следует стремиться к тому, чтобы церковь была исповедующей и являющей своей жизнью Божий характер. Ее члены и их поведение должны отражать любящего, милосердного и терпеливого Бога. Именно такая церковь сможет ответить на нужды современного мира. Она будет призывать людей к спасению и при этом помнить о цели, с которой Бог создал церковь, - быть Его телом. Бог ожидает от 

нашей миссионерской работы именно такого подхода, не меньше. На территории бывшего Советского Союза почти нет церквей-“активистов”, однако довольно много традиционных церквей. Стремление к точному повторению того, как поклонялись Богу наши деды, таит в себе опасность идолопоклонства. Утверждение, что старые формы поклонения лучше, чем новые отражают нашу посвященность Богу, ограничивает нашу миссионерскую деятельность. Как сказал Ярослав Пеликан: “Традиция – это живая вера мертвых. Традиционализм – мертвая вера живых”. Искренняя вера должна быть подобна вере Авраама, она подразумевает готовность рисковать. Нам необходимо передавать эстафетную палочку живой веры из поколения в поколение, не думая, что использование вчерашних форм поклонения способно решить все проблемы церкви.

Вопрос методологии

Когда в Советском Союзе поднялся “железный занавес”, мы увидели, как живут наши братья и сестры на Западе и подумали: “Почему бы и нам не делать то же самое?” С западных образцов было скопировано множество учебных программ, организаций и проектов. Но не все скопированное прижилось на новой почве. Здесь, в странах бывшего СССР, мы находимся в довольно сложных условиях, и одна из областей, которая очень сильно отличает нас от Запада – это профессиональная занятость христиан. На Западе существует стабильный спрос на профессиональных служителей – получив семинарское образование выпускник может быть уверен, что найдет работу в церкви или миссии, которая будет платить ему зарплату, поддерживать и заботиться о нем. В странах бывшего Советского Союза все не так. На миссионера, не имеющего какой-либо профессии, люди смотрят с подозрением.

Мы убедились, что наиболее эффективными миссионерами являются так называемые “изготовители палаток” – миссионеры, которые имеют определенную профессию. И даже если работа не дает достаточного для поддержки миссионера заработка, она позволяет ему позиционировать себя как преподавателя, соцработника или врача. К сожалению, эта идея не так часто осуществляется на практике. Люди говорят: “Зачем нам все это? Нужно просто готовить людей к служению”. Но в настоящее время мы видим снижение числа абитуриентов в семинариях и библейских школах, именно из-за того что многие их выпускники были не в состоянии потом найти себе работу. Сейчас практически нет программ, которые совмещали бы в себе обучение какой-либо специальности и качественную подготовку к христианскому служению.

Нам также следует уделять больше внимания нуждам направляемых на служение миссионеров. Мы гордились тем, что наши первые миссионеры пили  чай без сахара. Но однажды вечером, когда я вернулся домой с работы, мне стало стыдно за то, что сам я пью чай с сахаром. Те, кто отправлялись служить на миссионерской ниве, ошибались, полагая, что пославшие их будут финансово их поддерживать. Но даже “делателям палаток” необходима финансовая поддержка.

Вопрос стратегии

Пришло время прекратить искать ресурсы для поддержки множества проектов и программ и начать искать людей, которыми движет Дух Божий. В 1 Тим. 5:17 Павел говорит Тимофею, что: “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении”. Павел дает нам стратегическое направление – находить, поддерживать и заботиться о тех, кто предан поиску Божьей воли и исполнению ее в своей жизни, чтобы быть убедительным свидетельством для других. Святой Дух ищет таких людей, призывает и формирует их. Будем ли мы вместе со Святым Духом находить таких людей, стоять рядом с ними, предоставляя им моральную, организационную, духовную и финансовую помощь, чтобы они не обессилели, не потеряли веры и не пали духом? К сожалению, современные церкви прилагают огромные усилия, чтобы найти достаточно денег для поддержки своих проектов и строительства, но не вкладывают сил в поиск и поддержку таких людей. Мы должны искать Божьего лица, а те, кто был призван и помазан Богом, должны прилагать к этому всю свою энергию и старание. Нам следует освободить их от необходимости зарабатывать себе на жизнь и переложить задачу поиска финансовой поддержки на тех, кто имеет дар в этой области.

Вопрос духовности

Все вместе мы являемся частью единой работы, совершаемой Богом на Земле, хотя в разных церквях и деноминациях эта работа выглядит по-разному. Пришло время “собирать камни” (Екк. 3:5), и Бог призывает нас оценить свои силы. Возможно, руководству наших семинарий пора объединить две-три школы, чтобы иметь одну сильную вместо двух-трех слабых.

Настало время воззвать к Богу в молитве. Один пастор из Уганды поделился молитвенной стратегией христиан своей страны: ежедневная молитва в семье, еженедельная молитва в малых группах, ежемесячная молитва в церкви (этому посвящается целый день), ежеквартальная молитва всем городом (куда собираются все церкви, чтобы молиться об обновлении и возрождении) и ежегодная молитва всей страны (люди с разных концов страны собираются на стадионе, чтобы искать Божьего лица). Возможно, нам и не нужно в точности  копировать эту практику, но нам тоже следует “собирать камни” и искать Божьего лица. Бог хочет еще очень многое изменить в наших сердцах, многое сказать нам. Анализ существующего положения вещей будет бесполезен, если мы не будем смотреть на ситуацию с духовной точки зрения.

Печатается с сокращениями с разрешения автора по презентации, сделанной в ходе Международного форума евангельских миссий, Ирпень, Украина, 24-25 октября 2008.

Алексей Мельничук родился в Донецке, Украина, президент Connect International, Сакраменто, Калифорния.

East-West Church Report

PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Contact