Том 12, выпуск 2 – весна 2004 года.
Вестник освещает жизнь христиан в бывшем Советском Союзе, а также Центральной и Восточной Европе
Джон Н. Классен
Баптистские и менонитские церкви русских немцев-эмигрантов в Германии активно развивают служение в России и соседних с ней государствах – странах, которые на протяжении нескольких столетий являлись для них родиной. Но прежде, чем перейти к более детальному рассмотрению этого вопроса, стоит остановиться и дать описание его предыстории.
О каком народе идет речь
Русские немцы Aussiedler (репатрианты), живущие на Западе, являются
потомками немецких фермеров, иммигрировавших в Россию в восемнадцатом
веке по приглашению Екатерины II. Начиная с 1763 г. около 30 тысяч
немцев переселилось в Поволжье. Первые меннониты отправились на Восток
25 лет спустя. За 75 лет примерно 10 тысяч меннонитов основали четыре
колонии, в которые входило около 90 деревень, большинство из них
находилось в окрестностях реки Днепр (современная Украина). С 1803 по
1845 гг. в Россию переехала самая большая группа немцев
(преимущественно швабов) – около 60 тысяч, которая осела на западном и
северном побережье Черного моря, несмотря на серьезные трудности1.
Экономическое и политическое положение в Германии было тяжелым. Молодые семьи нуждались в земельных наделах, многим ремесленникам не хватало работы2. Молодая императрица Екатерина обещала не только землю и работу на недавно обретенных Россией территориях Украины, но и религиозную свободу. Кроме этого, для некоторых немецких переселенцев важную роль играли апокалипсические предсказания о скором возвращении Христа с Востока3.
Около 55% новых немецких поселенцев в России были лютеранами (известными под именем Evangelisch, что по-немецки означает скорее «протестант», а не «евангелик» в западном богословском понимании), 35% - католиками и 10% - меннонитами. Начиная с середины девятнадцатого века многие немецкие поселенцы в России пережили волну духовного пробуждения, известную под названием «пиетизм», и церковного обновления4. В результате этого возрождения появились новые церковные объединения: евангелическое лютеранское братство5, менонитское братство6 и немецкоязычные баптистские церкви в России и Украине.
Русификация и эмиграция при царизме
Немецкие ремесленники и мастера обосновались в России гораздо
раньше, чем те, кто приехал возделывать землю на Украине. Они, главным
образом, жили в городах и в большинстве своем в конце концов
ассимилировались внутри славянской культуры7. Фермерское же
население Германии, иммигрировавшее в Россию, представляло совсем
другую группу людей. Хотя им было даровано гражданство новой родины,
они, в соответствии с законом и собственным желанием, создавали
отделенные от окружавшего их славянского населения колонии. Религиозная
свобода, которой они наслаждались, не выходила за рамки немецких общин
и не способствовала обращению их православных соседей в протестантизм.
Когда в 1870-е гг. Россия начала русификацию своих немецких поселений и
стала требовать исполнения воинской повинности от пацифистски
настроенных колонистов, началась широкомасштабная эмиграция немцев в
Северную и Южную Америку.
Эмиграция после II мировой войны
Более позднее возвращение на Запад началось после Второй мировой
войны, оно являлось частью программы воссоединения семей, разделенных
массовыми переселениями, связанными с боями на Восточном фронте в
1941-45 гг9. Во многих семьях часть родственников жила в
СССР, а другая часть – в Германии. С самого начала Советский союз
пытался использовать все возможные способы, чтобы воспрепятствовать
советским немцам покидать СССР10. Тем не менее, во время
политического потепления при Михаиле Горбачеве (1985-1991) были созданы
условия для широкомасштабной эмиграции этнических немцев из Советского
союза в Германию, в результате чего к 2002 г. страну покинуло около 2
миллионов человек. Среди них был примерно 1 миллион лютеран, 500.000
католиков, 280.000 баптистов и меннонитов или их потомков и 220.000
тех, кто принадлежал к другим церквям или не был верующим. Впервые СССР
позволил горстке русских немцев – баптистов и меннонитов – уехать в
Германию в 1963 г., однако, число выезжающих оставалось незначительным
до тех пор, пока к власти в 1985 г. не пришел Михаил Сергеевич
Горбачев.
Хотя не существует официальных данных о том, сколько семей протестантов и членов свободных церквей выехало в Германию с 1963 по 2001, вполне можно предположить, что эта цифра составляет примерно 280.000. С учетом рождаемости, смертности и дальнейшей эмиграции из Германии, число проживающих после Второй мировой войны в Германии репатриантов составляет около 335.000 человек. Из этого числа примерно 81.000 – это взрослые члены баптистских или менонитских церквей, приехавшие в Германию. Остальные – это либо их дети, либо те, кто является членом одной из перечисленных выше деноминаций.
Возвращение в Германию
После возвращения в Германию члены свободных церквей присоединились
к существующим в Германии баптистским или менонитским церквям. Но в
культурном отношении русские немцы скоро поняли, что являются чужаками
в своей собственной стране12. Первоначально, да и теперь,
многие воспротивились переменам, особенно в том, что касалось
религиозных обычаев. Вследствие этого русские немцы стали основывать
новые церкви, где они могли поклоняться Богу в соответствии со своими
традициями. Лишь около 11.000 репатриантов присоединились к
существующим немецким церквям. Большинство же посещает собственные
церкви, или «молитвенные дома», которых сейчас насчитывается около 40013.
Новые церкви русских немцев растут со скоростью примерно 3-5% в год. К
2002 г. в их ряды вступило около 70.000 новых членов, 32.700 из них
через принятие крещения, все же остальные были новыми иммигрантами14.
Таким образом, число верующих среди русских немцев в их
собственных и традиционных немецких церквях составляет примерно 81.000
человек.
Репатрианты, евангелизм и миссии
Вопреки широко распространенному мнению, российские немцы-христиане
возвращались на свою старую/новую родину, помня о Великом Поручении
Христа. Их понимание миссии Новозаветной церкви продолжает расти.
Оно начинается дома, продолжается в воскресной школе и ведет от
евангелизации во время церковных богослужений к проповеди в
общественных местах. Показателем этой активной позиции в отношении
евангелизма может служить тот факт, что между 1970 и 2001 гг. примерно
одна треть крещений (10.500 из 31.500) была совершена над молодыми и
взрослыми людьми, родители которых не были верующими15.
Христиане-репатрианты и их церкви проявляют растущую заинтересованность в миссионерском служении как в бывшей ГДР, так и за пределами Германии. Свое выражение эта забота нашла главным образом в краткосрочных проектах. Но все больше и больше русских немцев отправляются в другие страны и начинают работать на межкультурном уровне. Их посылает церковь или миссионерское общество, и наряду с проповедью Евангелия они осуществляют также гуманитарную и социальную помощь. Количество продуктов питания, одежды, литературы и т.п., которое русские немцы-христиане безвозмездно распространяют в ходе миссионерской деятельности, главным образом в странах бывшего Советского союза, не находит аналогов в истории.
Джон Н. Классен - доктор исторических наук Университета Южной Африки (UNISA), преподает систематическое богословие в Библейской семинарии в Бонне.
Источники:
1. Karl Stumpp, Die Auswanderung aus Deutschland nach Russland in
den Jahren 1763 bis 1862 (Stuttgart: Landsmannschaft der Deutschen aus
Russland, 1991), 25-26.
2. Hans-Christian Diedrich, Siedler, Sekteirer und Stundisten (Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1985), 29.
3. Stumpp, Die Auswanderung, 26-30; Kalendar 1954 Heimatbuch der Ostumsiedler (Stuttgart: Arbeitsgemeinschaft der Ostumsiedler, 1954), 17-22.
4. Hans Kasdorf, Flammen unausl?schlich: Mission der Mennoniten unter Zaren und Sowjets, 1789-1989 (Bielefeld: Logos Verlag, 1991), 62-84.
5. Reinhard Schott, Integration von Aussiedlern, in Gnadauer Kongress … 1993 (Dillenburg: 1993), 207-24.
6. Джон Тоевс, История менонитского братства (Фресно, Калифорния: Генеральная конференция церквей менонитского братства, 1975), 26-36; Diedrich 23.33-57.
7. Karl Stumpp, Die Russlanddeutschen 200 Jahre Unterwegs (Stuttgart: Landsmannschaft der Deutschen aus Russland, 1993), 6-9.
8. Herbert Wiens, Volk auf dem Weg: Deutsche in Russland und in der GUS, 1763-1997 (Stuttgart: Landsmannschaft der Deutschen aus Russland, 1997),12-14.
9. Alfred Eisfeld, “Die Deutschen in Russland-gestern und heute” in Die Deutschen in der UdSSR-einst und jetzt: Globus Spezial (Bonn: 1989), 54.
10. Wiens, Volk, 22.
11. Джон Классен, “Открытие новых церквей и рост церквей в Германии в среде евангельских христиан-репатриантов из России, разногласия между иммиграцией и интеграцией (на нем. яз.),” Докторская диссертация, UNISA, Южная Африка, 2002, 113.
12. Там же, 61.
13. Там же 104-07.
14. Там же 62-66.
15. Там же 121-26; Unterwegs zur besseren Weide: Festschrift … Mennoniten-Bruedergemeinde Neuwied- Gladbach: MB-Gemeinde, 2002), 233-58.
16. Unterwegs zur besseren Weide, 259-69.
|
Миссионеры |
бывшей ГДР (в процентах) |
бывшем СССР (в процентах) |
|
Liebigstrasse 8 D-33803 Steinhagen, Germany тел: 05204-88803 |
|
Молдова 10 Россия 5 |
Одежда 550 тонн Продукты пит. 55 тонн Медикаменты 11 тонн Стройматериалы 90 тонн Транспорт (за 5 лет) – 23 тонны |
|
Pfarrer-Henning-Strasse 4 D-63868 Grosswallstadt, Germany тел: 06022-25271 |
|
Молдова Россия Украина Беларусь |
Продукты пит. 25% Литература 25% Др. помощь 25% Всего: 3,8 милл. евро в денежном эквиваленте |
|
Volmestrasse 51 D-58540 Meinerzhagen, Germany тел: 02354-77780 |
|
|
разбивка: Эстония 5% Грузия 15% Якутия 15% Казахстан 5% Киргизия 15% Россия 15% Украина 30% |
Продукты пит. 5 % Стр-во церквей 30% Открытие нов. церквей 30% Литература 10% Всего: 1,5 милл. евро в денежном эквиваленте |
Ehlenbrucher Strasse 96 D-32791 Lage, Germany тел: 05232-96010 |
|
|
разбивка: Беларусь 12,5% Киргизия 25% Россия 50% Украина 12,5% |
Киргизия 40 тонн (50.000 евро) Россия 40 тонн (50.000 евро) Украина 10 тонн (4.000 евро) Всего: 100 тонн (108.000 евро) |
Pablo-Picasso Strasse 5 D-56566 Neuwied-Gladbach, Germany факс: 02631-947248 |
|
|
Первомысск Шушинск Вознесенск |
Денежная и др. помощь Покупка церк. зданий Гуманитарная помощь |
© 2004 Глобальный центр
ISSN 1069-5664