Том 12, выпуск 2 – весна 2004 года. Вестник освещает жизнь христиан в бывшем Советском Союзе, а также Центральной и Восточной Европе
Джерри Дж. Панкхарст
Общеевропейский опрос в области системы ценностей (EVS) и Всемирное исследование в области системы ценностей (WVS) после неоднократного анкетирования выявили значительные расхождения (и, конечно же, определенные сходства) между привычным для американцев образом «свободного рынка» в сфере религии и традиционным образом «религиозной монополии» в большинстве стран Европы. «Американская исключительность», то есть, явный религиозный пыл и разнообразие, существующие в Соединенных Штатах, при сравнении с Европой выражается в более высоком уровне религиозности, молитвенной жизни и посещаемости церквей.
После драматичного преобразования Советского союза в 15 независимых государств и устранения всех коммунистических режимов Центральной и Восточной Европы в последнее десятилетие XX века, многие ожидали (или, по крайней мере, надеялись), что XXI век станет свидетелем развития нового энергичного «религиозного рынка» в этих странах, подобно тому, как это случилось в США. Тем не менее, Общеевропейское (EVS) и Всемирное исследование в области системы ценностей (WVS), а также другие аналогичные опросы показали, что государства этого региона идут скорее по пути Западной Европы. В качестве объяснения этому феномену было выдвинуто мнение о том, что исторические церкви отказались от свободы личности в религиозном поиске и религиозном совершенствовании. Данное мнение, набирающее популярность в социологии религии по обе стороны Атлантики, предполагает более долгосрочный взгляд на развитие процесса, чем это делают Хальман и Керкхофс, когда пишут:
«За годы новейшей истории общество очень сильно изменилось под влиянием индивидуализма и секуляризации, которые заменили традиционную авторитарную власть религии индивидуальной автономностью и личной свободой. В религиозной сфере это выражается постепенным снижением посещаемости церкви и популярности традиционных верований, таких как вера в Бога как личность».
И действительно, посещаемость церкви и степень приверженности традиционным верованиям выше в индивидуалистическом американском обществе свободного рынка, чем в таких странах, как Британия, Франция или Швеция. Хотя в Польше или Ирландии респонденты заявляли, что и на рабочем месте на них влияет религиозный фактор (возможно, это участие Католической церкви в защите национальных особенностей), тем не менее, Европу в целом отличает исключительная секуляризация. Однако это - исключение, а американская модель, для которой характерно заметное религиозное рвение, более типична для всего остального мира. Грейс Дэви недавно выдвинула это предположение в книге Европа: исключительный случай. Параметры веры в современном мире (Лондон: Дартон Лонгман и Тодд, 2002).
Именно здесь наша озабоченность пост-коммунистическим опытом
Центральной и Восточной Европы и Евразии противостоит исторической
реальности, а именно: данный регион мира, действительно, отличает
большая секуляризация, давно укоренившееся безразличие и низкая
религиозная активность. Коммунизм, несомненно, усилил эти тенденции,
однако, они начали проявляться задолго до начала коммунистической
эры.
Джерри Дж. Панкхарст – профессор социологии Виттенбергского университета, Спрингфилд, Огайо.
© 2004 Глобальный центр
ISSN 1069-5664