Вестник
служений и церквей
«Восток-Запад»
Том 12, выпуск 2 –
весна 2004 года.
Вестник освещает жизнь христиан в бывшем Советском Союзе, а также Центральной и Восточной Европе
Лоек Хальман и Ян Керкхофс
Доверие к Церкви?
В Европе отношение к церкви очень неоднородно. Мнения о том,
насколько можно доверять церкви, сильно различаются, например, на
Мальте, в Румынии и Португалии люди заявляют, что очень высоко
оценивают уровень доверия к церкви, а в Чехии, Нидерландах, Болгарии
или Словении, выражают прямо противоположную точку зрения. Именно
поэтому проведение четкой границы в отношении к церкви между Западом и
Востоком, Севером и Югом выглядит вряд ли возможным.
Светская Европа?
За годы новейшей истории общество очень сильно изменилось под
влиянием индивидуализма и секуляризации, которые заменили традиционную
авторитарную власть религии индивидуальной автономностью и личной
свободой. В религиозной сфере это выражается постепенным снижением
посещаемости церкви и популярности традиционных верований, таких
как вера в Бога как личность. Тем не менее, это не означает, что в
большинстве своем все люди вдруг стали атеистами. Лишь небольшая часть
европейцев уверенно заявляет о своих атеистических воззрениях: 5% по
Европе в целом, с большим расхождением для различных стран. Во Франции
15% населения утверждают, что они атеисты, тогда как в Румынии и на
Мальте таковых оказалось менее 1%. В России также, несмотря на наследие
длительной пропаганды безбожия, уверенных атеистов лишь 5%.
Также большие расхождения во взглядах европейцев возникают, когда вопрос заходит о вере в Бога. Если в таких странах, как Польша, Португалия, Мальта и Италия подавляющее большинство (около 80%) заявляют о своей вере в Бога, то лишь меньшинство населения придерживается таких взглядов в Швеции, Эстонии, Латвии и Чехии. Агностицизм особенно характерен для России (31%), Франции (25%), Беларуси (23%), Украины (22%) и Эстонии (21%), в остальных странах подобных взглядов придерживается около 10% населения.
Следует отметить один факт, выявленный последним опросом, что за период с 1990 по 1999 гг. вера в Бога как личность несколько возросла в отдельных странах. Особенно это заметно в Португалии, Финляндии, Литве и Германии. В Испании, Бельгии, Нидерландах, Латвии и Чехии, наоборот, наблюдается некоторый спад религиозности.
Посещение церкви
Снижение авторитета церкви выражается в том, что все меньше и
меньше людей посещают церковные богослужения. Однако здесь также не
существует единого показателя для всей Европы. В Польше и на Мальте
участие в жизни церкви достаточно велико, более 80% респондентов
посещают церковь регулярно (по крайней мере, раз в месяц). В
Скандинавии и большинстве стран Восточной Европы картина прямо
противоположна. Однако Румыния и Украина являются здесь исключением из
правила: более половины опрошенных в этих странах сказали, что
регулярно бывают в церкви. За последние десять лет участие в церковной
жизни постепенно снизилось в большинстве, но не во всех странах.
Исключение здесь составляют Португалия, Словакия и Болгария, где в 1999
г. церковь посещало больше людей, чем десять лет назад.
Нравственный релятивизм
Многие люди уже не живут в соответствии с учением церкви. Несмотря
на резкое осуждение церковью таких атрибутов современности, как:
противозачаточные средства, аборт, развод, гомосексуализм и эвтаназия,
все это либо уже имеет широкое распространение, либо все чаще
встречается в обществе (см. таблицу «Что этично/неэтично?»). В
большинстве стран многие люди считают, что не существует четко
определенных рамок добра и зла, которые одинаково бы относились ко
всем, все зависимости от обстоятельств. Мнение о том, что добро и зло
определяются обстоятельствами довольно распространено, особенно в
Скандинавии. Лишь в Польше и на Мальте люди более склонны полагать, что
существуют совершенно ясные понятия о добре и зле. Таким образом,
нравственный релятивизм можно считать преобладающим на территории
Европы.
В целом можно заметить, что в Европе формируется атмосфера большей терпимости. Тогда как в 1981 г. аборт, развод и эвтаназия считались приемлемыми лишь в Нидерландах и Дании, в 1999 г. снисходительное отношение к ним выразили гораздо большее количество европейцев. Тем не менее, в отношении таких проступков, как угон автомашины, уход от налогов, взяточничество и злоупотребление привилегиями, люди выразили гораздо меньшее снисхождение. Неправильность подобного поведения была оценена гораздо выше, чем недопустимость определенных поступков в сфере сексуальности или биоэтики. Практически все опрошенные осудили угон автомобилей, и отнеслись крайне критично к взяточничеству.
Исправленный отрывок публикуется с разрешения: «Общеевропейский опрос в области системы ценностей: избранные результаты». http://ww.romir.ru/eng/research/01_2001/European-values.htm.
Лоек Хальман – адъюнкт-профессор социологии Тилбургского университета, Нидерланды и секретарь руководящего комитета Всемирного исследования в области системы ценностей.
Ян Керкхофс – член Общества Иисуса (Society of Jesus), заслуженный профессор в отставке Католического университета Лувена, Бельгия, и один из инициаторов проведения Общеевропейского опроса в области системы ценностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Покупка краденого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Угрозы рабочим, отказывающимся бастовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Политическое убийство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Разбрасывание мусора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Взяточничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Угон автомашины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Вождение в нетрезвом виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Курение марихуаны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Злоупотребление служебным положением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Безбилетный проезд в общественном транспорте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Сопротивление органам правопорядка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Проституция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Самоубийство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Сокрытие клада |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Ложь в собственных интересах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Уход от налогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Супружеская измена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. Развод |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Убийство при самозащите |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. Аборт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21. Эвтаназия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22. Гомосексуализм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Петер Эстер, Лоек Хальман и В.О. Рукавишников, От холодной войны к холодному миру?: сравнительное эмпирическое исследование российской и западной политической культуры. (Тилбург, Нидерланды: издательство Тилбургского университета, 1997), 204-05.
© 2004 Глобальный центр
ISSN 1069-5664