East-West Church  Ministry Report
Вестник служений и церквей
«Восток-Запад»

Том 12, выпуск 2 – весна 2004 года.
Вестник освещает жизнь христиан в бывшем Советском Союзе, а также Центральной и Восточной Европе



Евангельские христиане Молдовы:
Преодолевая трудности затворнического менталитета и эмиграции

Олег П. Турлак

Я совершаю служение в контексте евангельских баптистских церквей в Молдове, республике бывшего Советского союза. Одна из проблем, с которыми я столкнулся в самом начале своего служения, заключалась в том, что члены церквей не понимали до конца связи между формой и содержанием евангельского провозвестия. В течение долгих лет советского правления атеистическая власть преследовала верующих и запрещала практически любую церковную деятельность. Кроме богослужений, которые также находились под зорким контролем КГБ, зарегистрированные церкви не могли проводить ни изучения Библии, ни молодежные или молитвенные собрания.

Ошеломляющая скорость перемен
Затем, в конце 1980-х годов, когда к власти в стране пришел Михаил Сергеевич Горбачев, и началась перестройка, церкви получили значительную свободу. Эта свобода возросла еще больше после падения Берлинской стены в 1989 г. и распада Советского союза в 1991 г. Новые возможности воодушевили евангельских христиан, но вместе с этим вызвали замешательство в обществе, которое оказалось неготовым использовать свои вновь обретенные права. Захотят ли люди измениться? Сможет ли церковь применить новую тактику и методы в своем служении? В недавней статье, посвященной евангельским христианам Украины после распада СССР, добровольная сотрудница Центрального комитета меннонитов Мэри Рабер писала: «Где еще в мире перемены в поклонении, образовании и возможности для служения происходили с такой невероятной скоростью? Где еще евангельские верующие перешли от практически полной изоляции к плодотворному союзу с обществом, которое совсем недавно их активно преследовало?»1

Церковь не готова «выйти в народ»
Ограничения, наложенные государством на церковь в 1960-е гг., так глубоко проникли в умы большинства евангельских верующих, что стали восприниматься почти как божественные повеления. Церкви начали забывать, чем отличаются запреты государства от запретов Библии. Однако привлечение молодежи ко Христу требовало новых методов служения. Когда я вернулся в Молдову в 2000 г. после окончания Бисон высшей школы богословия Сэмфордского университета (Beeson Divinity School, Samford University), я стал руководителем молодежного служения в церкви евангельских христиан-баптистов «Вефиль» г. Кишинева, Молдова. Уже в самом начале служения я понял, что если мы хотим, чтобы наше молодежное служение росло, нам нужно использовать новые подходы, чтобы достучаться до сердец неверующих подростков и молодежи. Церковь должна перестать быть лишь клубом преследовавшихся в прежние времена христиан. Однако многие христиане не хотели перемен, говоря: «Если человек захочет быть спасенным, он приедет в церковь и без приглашения». Эти слова были справедливыми в конце 1980-х и в начале 1990-х, но после 1995 г. очень многие люди утратили интерес к христианству. Церковь же оказалась не готовой самой «идти в народ». За весь 2002 г. Церковь «Вефиль» не провела ни одного евангелизационного мероприятия, которое было бы направлено на неверующих и не посещающих церкви людей.

Новые методы
В служении молодежи я решил использовать различные формы провозглашения евангельской вести (кроме непосредственной проповеди): пение песен хвалы и поклонения, а также театральные постановки. Я остановился на этих формах, особенно сценическом и визуальном искусстве, потому что они особенно нравились подросткам. Оказалось, что такие формы привлекательны и для нехристиан, которые стали приходить по средам на наши молодежные вечера хвалы и поклонения. Поскольку долгие годы советской власти проповедь была единственным способом евангельского провозвестия, церковь, в которой я несу служение, все еще с опаской относится к любым новым формам христианского провозвестия миру. Некоторые думают, что показ театральных постановок на основе библейских сюжетов – это неуважение к дому Божьему.

Частью проблемы также является отношение  к церковному зданию как к месту, где живет и постоянно присутствует Бог, сходное с ветхозаветным восприятием Иерусалимского Храма. Верующие с неохотой соглашаются на показ театральных представлений или проведение других мероприятий в зале общих собраний церкви.

За последние три года, через различные виды евангельского провозвестия, я увидел, как более 30 молодых людей отдали свою жизнь Богу и стали активно участвовать в молодежном служении. Театр и современная музыка поклонения привлекали молодежь из соседней школы, и по вечерам каждую среду к нам приходило 8-10 новых ребят. Некоторые из них начали регулярно посещать церковные богослужения и стали членами церкви.

Сопротивление переменам
Оказалось, что самая сложная задача – объяснить прихожанам и пастору, что изменение в форме не означает изменения внутреннего содержания евангельской вести. С одной стороны, люди хотели сохранить те добрые традиции, которые помогли церкви устоять в годы тяжелых гонений. Но, с другой стороны, я видел нужду в том, чтобы церковь «Вефиль» стала более открытой и гостеприимной для людей из соседних с ней районов города. Часть проблемы заключалась в нежелании части старших пасторов вообще вступать в диалог на эту тему. Из-за такого отношения церковь упускает множество возможностей для свидетельства о Христе в своем районе и городе.  Как отметил Сергей Санников: «Современная церковь находится в новых условиях. Хотя это очевидно всем, многие все же не понимают, что мы нуждаемся в смене форм и методов служения без изменения лежащих под ними принципов и основ»2.

Как церковь может сохранить свою уникальность и при этом стать открытой для мира, который ее окружает? Как ей быть отделенной от мира и при этом не закрываться от него? Многие родители, посещающие нашу церковь, обеспокоены тем, что гости, приходящие на наши молодежные служения поклонения, могут отрицательно повлиять на их детей. В то же время верующие старшего поколения, сохранившие менталитет преследуемой церкви, не хотят, чтобы церковь распространяла свое служение на неверующих. Как решить этот вопрос, когда церковное руководство не проявляет почти никакого внимания к молодому поколению?  Церковь оказывает очень мало помощи, но при этом ожидает, что молодежное служение будет расти и процветать.

Эмиграция на Запад
За последние десять лет образ церкви сильно изменился. Из-за бедности молдавской экономики, за прошедшие десять лет более тысячи верующих церкви «Вефиль», среди них – пять пасторов, эмигрировали на Запад. Вследствие этого, хотя в церковь пришли новые верующие, численность прихожан резко сократилась. Эта проблема затронула сотни евангельских церквей в каждой республике бывшего Советского союза3. Как отмечает Александр Валуйский: «Теперь, когда эмиграция приобрела вид цепной реакции, возможно, большинство верующих старшего поколения покинет Россию. Наша надежда – на новые церкви, члены которых лишены возможности эмигрировать»4.

Пути привлечения молодежи
Я пытался объяснить церкви и ее руководству, что единство не означает единообразия, которое советский режим пытался насадить в умах и сердцах людей. К сожалению, обязательность единообразия глубоко укоренилась в сознании многих церквей бывшего СССР. Я же, напротив, убежден, что в постсоветскую эру в церкви должно появиться большее многообразие, соответствующее разным возрастам.

Молодежь идет в те церкви, где приветствуются новые формы поклонения. Если мы считаем нашу молодежь будущим церкви, мы должны помогать ей, а не мешать. Если в церкви нет живого молодежного служения,  через несколько десятилетий такая церковь просто вымрет, особенно, если учесть растущий уровень эмиграции. Молодежное служение и евангелизация должны стать приоритетными направлениями жизни церкви.  Если этого не случится, мы рискуем потерять нашу молодежь, которая пойдет в другие церкви и найдет более интересное применение своим силам и времени. Христиане являются учениками Христа, которые призваны идти в мир и проповедовать Евангелие (Матф. 28:16-20), а не оставаться замкнутым кругом, в который нет доступа извне.

Олег П. Турлак – декан богословского факультета Теолого-педагогического колледжа, Кишинев, Молдова, а также соискатель степени доктора богословия (область практического служения) Бисон высшей школы богословия Сэмфордского университета, Бирмингем, Алабама.

Источники:
1. Мэри Рабер, «Радость или горе, размышляя о переменах, произошедших в среде украинских евангельских христиан за годы независимости страны», Вестник служений и церквей «Восток-Запад» 12 (зима 2004), 1.

2. Сергей Санников, «Можно ли получить приличное образование в христианском учебном заведении?» Право славить Бога (С.Пб., «Библия для всех», 2001), 28.

3. Вячеслав Цвиринько, «Русская евангельская эмиграция: хорошо это или плохо?», Вестник служений и церквей «Восток-Запад»8 (весна 2000), 11.

4. Александр Валуйский, «Бедствие, скрытое завесой молчания: эмиграция русских христиан», Вестник служений и церквей «Восток-Запад» 8 (весна 2000), 10.



Письменное разрешение редакции требуется для публикации и электронной рассылки статей Вестника служений и церквей «Восток-Запад».

© 2004 Глобальный центр
ISSN 1069-5664



Вестник служений и церквей «Восток-Запад» | Содержание | Поиск предыдущих номеров |
От наших читателей | Подписаться

Если у Вас есть вопросы, напишите нам