East-West Church  Ministry Report
Вестник служений и церквей
«Восток-Запад»

Том 12, выпуск 1, зима 2004 года. Вестник освещает жизнь христиан в бывшем Советском Союзе, а также Центральной и Восточной Европе



Авторитет как политический ресурс Русской православной церкви

Александр Зайченко

Политический авторитет
Самый важный политический ресурс – это авторитет, основанный на традициях, национальной принадлежности и культурных или религиозных предпочтениях. Русская православная церковь обладает всеми видами такого авторитета, выступая как защитник национального, культурного и духовного наследия России. Политическая элита всех мастей пытается использовать влияние и авторитет Православия, всеми способами демонстрируя свою тесную связь с церковью, особенно в периоды перед выборами. Политики посещают богослужения, зажигают свечи, обнимают Патриарха или других церковных иерархов, заявляют о своей вере и говорят о Боге и Православии. Конечно, все это делается перед объективами теле- и фотокамер, что производит желаемый эффект – люди начинают узнавать и поддерживать данных представителей политической элиты. Идет самая настоящая манипуляция сознанием.

Таким способом политики пытаются создать у избирателей следующий образ: «Я разделяю с вами ваши ценности и обычаи. Я хожу в ту же церковь, что и вы, молюсь тому же Богу, говорю на том же языке и придерживаюсь тех же традиций, что и вы. Вот почему вы можете меня узнать и высказать мне свои пожелания. Вот почему вы должны уважать меня, слушать меня и голосовать за меня». Но такая культурная самоидентификация  часто бывает лишь фасадом, за которым скрывается полная аморальность, лишенная всякой духовности и культуры. Но постепенно подобное поведение политиков становится все менее убедительным, так как Российское государство модернизируется, развивается гражданское общество, растет экономическая и политическая стабильность.

Духовный авторитет
После политического авторитета следует отметить духовный авторитет, который, как считается, принадлежит Православной церкви - «единственной истинной вере». Но политический вес духовного авторитета достаточно незначителен, поскольку он может быть направлен лишь на православных верующих, которые составляют лишь 5-8% населения России. Более того, даже среди этих людей духовный авторитет Православной церкви не может использоваться для достижения политических целей, поскольку Православная церковь официально запрещает своим священникам участвовать в политическом процессе.

Нравственный авторитет
На заре российских реформ политическая элита стремилась завладеть еще одной стороной власти, присущей Православной церкви – ее нравственным авторитетом. Церковь действительно всегда считалась стражем морали. Это была высшая форма авторитета, которым обладала церковь. Своей главной задачей церковь считала сохранение и передачу будущим поколениям абсолютов нравственности. Именно поэтому политическая элита считала, что Церковь может делегировать свою нравственную власть различным государственным учреждениям. В результате родилась новая традиция: Православная церковь изливала благословения на различных политиков и освящала новые фабрики, общественные здания, коммерческие центры, даже корабли и подводные лодки. Передачей нравственного авторитета можно также считать телевизионные трансляции, во время которых общественные деятели общаются с иерархами Православной церкви.

Во времена советской власти было опасно иметь какие-либо нравственные принципы, помимо коммунистической морали, теперь же соблюдение нравственных норм считается экономически невыгодным. Из умов новых русских бизнесменов остатки коммунистической морали улетучились благодаря принципу процветания любой ценой.

Один из способов оценить политический авторитет церкви – это узнать, какое количество людей считает ее хранительницей национального, культурного и духовного достояния. Результаты исследований показывают, что 80% россиян видят в этой роли Православную церковь. Не так давно Православная церковь стала использовать новый метод для усиления своего авторитета – это организация акций протеста против тех, кто не принадлежит к ее членам и кажется угрозой для нее – католиков,  протестантов и атеистов. Церковь при поддержке государства пытается сохранить свой авторитет через введение в школах специальных образовательных программ, которые направлены в первую очередь на молодое поколение россиян.

Александр Зайченко (кандидат экономических наук) является зам. председателя попечительского совета Русско-Американского Христианского института (РАХИ), г. Москва.



Письменное разрешение редакции требуется для публикации и электронной рассылки статей Вестника служений и церквей «Восток-Запад».

© 2004 Глобальный центр
ISSN 1069-5664



Вестник служений и церквей «Восток-Запад» | Содержание | Поиск предыдущих номеров |
От наших читателей | Подписаться

Если у Вас есть вопросы, напишите нам