Special Theme Edition on the Current Ukrainian Crisis:   Volume 22, No. 3  (Summer 2014)

The East West Church &  Ministry Report has issued a special theme edition examining the impact of the current Ukrainian crisis on the church and ministries in Ukraine and Russia.

This theme issue is now available in pdf format in English,  Russian, and Ukrainian.

Read more about the East West Church & Ministry Report  in EnglishRussian, or Ukrainian 

Кейти Морроу Стайджерс и Марк Р. Эллиотт

(Katy Morrow Stigers and Mark R. Elliott, “Conscientious Objection in Post-Soviet States.”)

Такие организации, как ООН, ОБСЕ и ЕС признают отказ от воинской службы по убеждениям совести одним из основных прав человека 1. ЕС требует, чтобы все страны-члены этого объединения предоставляли своим гражданам альтернативу службе в армии, кроме этого во многих странах ЕС набор в армию очень ограничен. Политика стран бывшего социалистического блока в отношении воинской службы варьируется от полного признания законности отказа от службы в армии по убеждениям совести и замены ее гражданской службой, до строгих репрессий и преследования уклонистов. У стран постсоветского пространства было чуть больше десяти лет для того, чтобы сформировать свое отношение к проблеме отказа от службы в армии по убеждениям совести, которой до распада социалистического лагеря вообще не уделялось серьезного внимания. Новые правительства вскоре столкнулись с необходимостью укрепления безопасности своей страны и, одновременно с этим, уважения права на отказ от воинской службы по убеждениям совести, как того требовали ООН, ОБСЕ и ЕС.

Не имея в своих законодательствах инструментов защиты религиозных свобод, эти государства хотели перенять западные юридические нормы свободы выражения религиозных взглядов. Однако десятилетия гонений на религию, наряду с авторитарным пониманием отношений церкви и государства привели к некоторым перекосам. Например, требование обязательной регистрации религиозных организаций создает иерархию религиозных групп, альтернативная служба применяется в карательной форме, во многих странах те, кто отказывается от воинской службы по убеждениям совести, преследуются в уголовном порядке, вплоть до тюремного заключения. В частности, свидетели Иеговы, которые отказываются принимать присягу правительству и отвергают всякую службу в армии, нередко становятся объектом преследования за свои убеждения2.

В Прибалтике (Эстонии, Латвии и Литве) отношение к тем, кто не желает служить в армии по убеждениям совести, достаточно мягкое, те, кто выбирает гражданскую службу, не испытывают в связи с этим никакого давления. То же самое можно сказать о Чехии, Словакии и Польше, вступление которых в Европейский союз и НАТО сопровождается частыми проверками со стороны этих организаций. Балканские страны, в течение десятилетия поглощенные гражданской войной, не слишком преуспели в сфере религиозной терпимости и не очень симпатизируют пацифистам. Многие сербы, например, бежавшие в Венгрию для того, чтобы избежать призыва на военную службу, не могут сейчас вернуться на родину из-за обвинений в дезертирстве3.

Страны, где сильны националистические настроения, такие как Украина или Грузия, следуют примеру их бывшего «большого брата» - России, признавая формально право на отказ от воинской службы по убеждениям совести, однако, на практике сильно ограничивая религиозные группы из-за боязни, что они смогут подорвать авторитет государства. В Украине, однако, вскоре может прекратиться призыв в армию, так как эта страна готовится к вступлению в НАТО. В странах Центральной Азии те, кто не желает служить в армии по убеждениям совести, оказываются в наиболее сложном положении. На это влияет множество факторов, не последними из которых являются: наличие здесь многочисленной мусульманской общины, нехватка юридических институтов приведения в жизнь существующих законов и культурное предубеждение против христиан.

За положением тех, кто отказывается от службы в армии по убеждениям совести, во всем мире наблюдает Комиссия Соединенных штатов по международной религиозной свободе, ООН, ОБСЕ и такие общественные организации, как Международное сопротивление войне, Международная Амнистия, Кестонский институт и Норвежское информационное агентство Форум 18. Представленная ниже информация о современном положении тех, кто отказывается от воинской службы по убеждениям совести в странах постсоветского пространства, составлена на основе статей журналистов-правозащитников, правительственных публикаций и отчетов о работе различных неправительственных организаций и религиозных групп, выступающих в защиту этого права человека.

Албания

В Албании не признается право на отказ от воинской службы по убеждениям совести, и не существует никаких альтернатив службе в армии. Освобождение от воинской повинности, однако, могут получить те, кто заплатит сумму, эквивалентную 4.000 долл., непосильную для большинства молодых людей. В 1996 г. четыре свидетеля Иеговы были приговорены к различным срокам лишения свободы (от 4 до 6 месяцев) за отказ нести службу в армии4.

Армения

Закон о свободе совести и религиозных организациях, принятый в Армении в 1991 г., разрешает отказ от воинской службы по убеждениям совести и ее замену альтернативной службой, однако, на практике ни то, ни другое не применяется. До 1995 г. в армии допускалась служба без ношения оружия для тех, кто имеет соответствующие религиозные убеждения, однако, в последнее время эта практика применяется все реже и реже. Тем не менее, некоторые адвентисты седьмого дня добились для себя права службы без ношения оружия5. Когда в 2001 г. Армения присоединилась к Совету Европы, она обязалась к 2003 г. создать возможности альтернативной службы для призывников, однако, в проекте данного закона указан карательный срок несения подобной службы (42 месяца, в отличие от 18 месяцев службы в армии). Совет Европы и Армения пока не могут согласиться по вопросу освобождения находящихся в настоящее время в заключении уклонистов от службы по религиозным убеждениям. На декабрь 2002 г. в армянских тюрьмах содержались 25 свидетелей Иеговы, отказавшихся нести воинскую службу6.

Азербайджан

В 1991 г., когда Азербайджан еще являлся частью Советского союза, Азербайджанский парламент принял закон о разрешении альтернативной службы по религиозным убеждениям. Однако этот закон никогда не был обнародован, никогда не применялся и, видимо, уже не имеет силы7. Конституция 1995 г. признает свободу вероисповедания иправо на отказ от воинской службы по убеждениям совести, однако, несмотря на вхождение в Совет Европы в 2001 г., правительство Азербайджана продолжает налагать ограничения на свободу совести и отказывать на практике в праве уклонения от службы в армии по убеждениям совести. Членство в Совете Европы предусматривает обязательное и законное введение альтернативной службы к декабрю 2003 г8.

Беларусь

Конституция 1994 г. предусматривает возможность альтернативной службы для тех, кто не желает носить оружие по убеждениям совести, однако, никакой законодательной базы для проведения этого права в жизнь принято не было. В некоторых случаях, командиры воинских подразделений направляют тех, кто отказывается от ношения оружия, в стройбаты9. В 2002 г. наблюдатель ООН за соблюдением прав человека указал на недостаток внимания властей Беларуси к статусу тех, кто отказывается проходить службу в армии по убеждениям совести, при этом отметив разработку нового законопроекта в этой области10. Новый закон о религиозных объединениях, принятый в Беларуси в 2003 г. признается одним из самых репрессивных в Европе.

Босния-Герцеговина

Закон об обороноспособности страны 1996 г. предусматривает возможность отказа от службы в армии по религиозным мотивам. Взамен все желающие могут пройти двухгодичную службу в вооруженных силах без ношения оружия11.

Болгария

Конституция 1991 г. и Закон об альтернативной службе 1998 г. предусматривает возможность отказа от службы в армии12. Закон 1998 г. устанавливает срок альтернативной службы в два года (это более чем в два раза дольше, чем служба в армии), и квоты на количество альтернативных служащих. Тюремному заключению за отказ нести воинскую обязанность, главным образом, подвергаются свидетели Иеговы13.

Хорватия

Конституция Хорватии 1990 г. предусматривает право на отказ от воинской службы по религиозным или нравственным причинам. За отказ от несения службы некоторые уклонисты были отправлены в суд14, однако, для них всегда была возможность замены службы в армии на альтернативную службу, срок которой был недавно сокращен с 15 до 9 месяцев (служба в армии составляет 6 месяцев)15. Европейское бюро отказа от службы в вооруженных силах по убеждениям совести признает, что Словения и Хорватия ближе всех Балканских стран подходят к европейским стандартам в отношении отказа от службы в армии по религиозным убеждениям.

Чехия

До 1990 г. в Чехии официально не признавалось право граждан на отказ от воинской службы по убеждениям совести. Тем не менее, неофициально, три года работы на строительстве метрополитена или пять лет работы в угольных шахтах засчитывались как прохождение службы в вооруженных силах. К 1989 г. около 50 свидетелей Иеговы отбывали различные сроки в тюрьмах за отказ взять в руки оружие. После падения коммунистического режима в 1991 г. правительство получило 38.000 заявлений об отказе от службы в армии по убеждениям совести, большая часть которых была удовлетворена. Законодательство 1993 г. расширило возможности для прохождения альтернативной службы, хотя и сделало этот процесс более сложным. Альтернативная служба (в случае ее предоставления) составляет 18 месяцев, тогда как срок обычной службы в армии – 12 месяцев17.

Эстония

Конституция Эстонии и Закон о воинской службе 1994 г. предусматривают возможность отказа от службы в армии по религиозным и этическим мотивам. Срок альтернативной службы составляет 12 месяцев, так же как и срок службы в армии18.

Грузия

Закон о воинской службе 1992 г. предусматривает возможность альтернативной службы19, однако, закон 1997 г., разрешающий прохождение альтернативной службы, так и не был применен на практике из-за отсутствия необходимых средств. Коррупция вносит свою лепту в непоследовательность при введении законов, а слабость законодательной системы не дает возможности решать сложные законотворческие задачи. В статье журналиста Георгия Гегуладзе, размещенной в информационном письме Европейского бюро отказа от воинской службы по убеждениям совести, делается предположение, чтоесли бы для несения альтернативной службы существовала законная инфраструктура, дезертирство в армии бы значительно сократилось20. В последнее время власти Грузии смогли избежать публичных протестов по поводу отказа от службы в армии по убеждениям совести, призвав в ряды вооруженных сил несколько свидетелей Иеговы, что добавило популярности этой группе среди молодых людей призывного возраста21.

Венгрия

В Венгрии отказ от службы в армии по убеждениям совести не вызывает особых сложностей, особенно сейчас, когда эта страна активно движется к вступлению в Евросоюз и НАТО22. Хотя во времена социализма отказ от службы в вооруженных силах по убеждениям совести не был разрешен, неофициально, с середины 1960-х гг. по религиозным убеждениям некоторые призывники могли проходить службу в армии без ношения оружия. Среди них были адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и назаряне (церковь, не связанная с американской Назорейской церковью). В это же время в венгерских тюрьмах находились сотни тех, не был согласен с любой службой в армии, в том числе без ношения оружия. В 1970-х и 1980-х поместные римо-католические церкви Венгрия

В Венгрии отказ от службы в армии по убеждениям совести не вызывает особых сложностей, особенно сейчас, когда эта страна активно движется к вступлению в Евросоюз и НАТО22. Хотя во времена социализма отказ от службы в вооруженных силах по убеждениям совести не был разрешен, неофициально, с середины 1960-х гг. по религиозным убеждениям некоторые призывники могли проходить службу в армии без ношения оружия. Среди них были адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и назаряне (церковь, не связанная с американской Назорейской церковью). В это же время в венгерских тюрьмах находились сотни тех, не был согласен с любой службой в армии, в том числе без ношения оружия. В 1970-х и 1980-х поместные римо-католические церкви

Казахстан

Правительство Казахстана не признает за гражданами право на отказ от воинской службы по убеждениям совести и не предусматривает какие-либо альтернативы службе в армии.Однако уголовное преследование уклонистов из числа свидетелей Иеговы прекратилось в 1997 г., когда приверженцы этой религии были объявлены «священнослужителями» и потому получили освобождение от службы в армии24.

Киргизия

Хотя Конституция Киргизии не предусматривает права на отказ от службы в армии по убеждениям совести, Закон 1994 г. об альтернативной службе дает такое право, если отказ от воинской службы делается на основании религиозных убеждений. Закон 2001 г. сократил срок альтернативной службы с 36 до 18 месяцев, а срок службы в армии с 24 до 12 месяцев25 .

Латвия

Когда Латвия еще была частью Советского союза, здесь в 1990 г. был принят Закон об альтернативной службе, однако, этот законодательный акт не применяется на практике. Международная Амнистия сообщила, что в 2001 г. рассматривался законопроект о введении альтернативной гражданской службы, однако он затрагивал только священнослужителей или студентов, готовящихся к принятию священнического сана26. Адвентисты седьмого дня продолжают выступать в оппозиции правительству Латвии из-за своих пацифистских убеждений и отказа проходить воинскую службу.

Литва

Теоретически литовский Закон об альтернативной службе 1990 г. все еще должен действовать, однако, на практике дела обстоят совсем по-другому. Закон 1990 г. разрешает отказ от службы в армии представителям «пацифистских или религиозных организаций, запрещающих своим членам ношение оружия». Однако военные утверждают, что в Литве подобных организаций не существует. После 1991 г. о своем отказе пройти воинскую службу по убеждениям совести заявили лишь несколько человек. Конституция 1992 г. также признает право граждан на отказ от службы в армии по убеждениям совести, но опять же, свободное осуществление этого права не предусматривается.

Македония

По Закону об обороне 1992 г. все те, кто не желает носить оружие по религиозным мотивам, могут пройти службу в армии без ношения оружия на протяжении 14 месяцев27. Кроме этого Македония находится под надзором македонского бюро Хельсинкского комитета по правам человека, проявляющего особое внимание к соблюдению права граждан на отказ от воинской службы по убеждениям совести28.

Молдова

Акт об альтернативной службе 1991 г., принятый, когда Молдавия была частью Советского союза, все еще имеет силу. Альтернативная служба разрешается по религиозным, пацифистским и политическим мотивам. Многие призывники подают заявления и получают разрешение пройти альтернативную гражданскую службу, которая длится два года, что в два раза дольше обычной службы в армии29.

Польша

Право на отказ от службы в армии по убеждениям совести, узаконенное в 1988 г., в настоящее время можно осуществить в соответствии с положениями закона 1992 г. о гражданской службе. Заменить службу в армии гражданской службой можно на основании религиозных или нравственных убеждений, однако, на практике лишь 60% желающих пройти альтернативную службу получают на это разрешение. Сотрудники призывных комиссий убедились в том, что определить конституционный стандарт «религиозных убеждений» и «моральных принципов» очень сложно, и что это ведет к злоупотреблениям. Поэтому, по свидетельству исследователя Пола Маршалла, власти с большой неохотой предоставляют призывникам право на прохождение альтернативной службы 30. Исследование организации «Международное сопротивление войне» отмечает, что «Римо-католическая церковь, имеющая большое влияние в Польше, не одобряет отказ от службы в вооруженных силах по убеждениям совести, а в 1993 г. епископ Оржулик заявил, что отказ от службы в армии по религиозным мотивам несовместим с католическим вероучением. Подобное отношение очень сильно затрудняет для католиков обоснование отказа от службы в вооруженных силах своими религиозными убеждениями»31.

Румыния

Закон о подготовке нации к обороне 1996 г. разрешает альтернативную службу только на основании религиозных убеждений. Тем не менее, введение в жизнь этого закона затянулось на годы, он имеет карательный характер (срок пребывания на альтернативной службе – 24 месяца, тогда как служба в армии длится 12 месяцев), и не дает права выбора32. После 1990 г. некоторым призывникам, отказавшимся носить оружие по религиозным причинам, было разрешено отслужить 24 месяца в небоевых подразделениях вооруженных сил. На базе негосударственных организаций в 1998 г. была создана Коалиция альтернативной службы, пропагандирующая отказ от службы в армии по убеждениям совести33. По данным ежегодного отчета Международной Амнистии за 2002 г. тем, кто в Румынии отказывается от воинской службы по убеждениям совести, все еще угрожает тюремное заключение. Из 16 свидетелей Иеговы, заключенных в 2001 г. в тюрьмы за отказ взять в руки оружие, 13 смогли опротестовать через суд свои приговоры. Большое число тех, кто отказывается от службы в армии по убеждениям совести, подают иски в Европейский суд по правам человека34.

Россия

В настоящее время в государственной политике России в отношении альтернативной службы царит хаос. Конституция 1993 г. гарантирует гражданам право на альтернативную гражданскую службу по убеждениям совести. Однако в большинстве случаев, при рассмотрении дел об уклонении от службы в армии по убеждениям совести, суды выносят решения о тюремном заключении уклонистов из-за отсутствия ясного законодательства для претворения в жизнь конституционного права. С другой стороны «Международное сопротивление войне» сообщает о том, что «некоторые судьи принимали решение о прямом применении Конституции и отмене уголовного преследования тех, кто не желал служить в армии по убеждениям совести». В 1996 г. Верховных суд России постановил, что «отказ от несения воинской службы по религиозным убеждениям не является преступлением». Тем не менее, в течение 1990-х гг. суды низших инстанций присудили к двум годам лишения свободы, по крайней мере, 700 уклонистов, отказавшихся служить в армии по убеждениям совести. Большинство тех, кто не желает служить в вооруженных силах по своим убеждениям, проживают в больших городах, таких как Москва и С.- Петербург, где различные организации, например, Комитет солдатских матерей или Антимилитаристская радикальная ассоциация дают консультации призывникам и предлагают им юридическую помощь на фоне растущего недовольства войной в Чечне. «Международное сопротивление войне» сообщает, что в некоторых случаях те, кто по своим убеждениям не хотел брать в руки оружие, получали возможность служить в не-боевых воинских подразделениях, хотя, при отсутствии законодательной базы, не имели на это права. Отказывающиеся от боевой службы по убеждениям совести обычно направляются в стройбаты, где условия жизни исключительно тяжелы, а частями нередко руководят люди с криминальным прошлым35.

Закон, ратифицированный президентом Путиным в 2002 г., создает юридическую базу для осуществления права на альтернативную службу. Однако скрытые преимущества службы в армии, например то, что служба в не-боевых воинских подразделениях гораздо короче

гражданской альтернативной службы, дали повод правозащитникам называть данное законодательство «законом об альтернативном рабстве»36. В настоящее время министерство труда РФ составляет списки возможных мест альтернативной службы по данным других министерств в ожидании вступления закона в силу с 1 января 2004 г.37 В ответ на увеличение антипатии к службе в армии вообще, власти стали привлекать православных священников к участию в местных призывных комиссиях, так как Русская православная церковь всегда поддерживала службу в вооруженных силах38. С другой стороны, представители духовенства «традиционных» религий (православия, иудаизма, буддизма и ислама) освобождены от службы в армии39.

Словакия

Конституция 1992 г. дает право на отказ от воинской службы по убеждениям совести, а Акт о гражданской службе 1995 г. предусматривает возможность альтернативной службы для тех, кому религиозные или этические принципы не позволяют носить оружие. Альтернативная служба, длительность которой в два раза превышает срок обычной службы (24 месяца вместо 12), может проходить как в гражданских учреждениях, так и в воинских подразделениях, при этом у граждан нет возможности выбирать места ее проведения.

Словения

Конституция 1992 г. и Закон о воинской службе 1995 г. предоставляют право на отказ от службы в вооруженных силах по убеждениям совести в полном соответствии со всеми европейскими требованиями. Отказаться от службы в армии можно по религиозным, философским, гуманистическим и этическим мотивам. Альтернативная служба составляет семь месяцев, что равнозначно службе в вооруженных силах.

Таджикистан

В Таджикистане не существует никаких законных возможностей отказаться от службы в армии по убеждениям совести или получить замену воинской службы на альтернативную. После того, как в 1991 г. Таджикистан обрел независимость, здесь началась гражданская война, в ходе которой уклонение от воинской службы и дезертирство достигло огромных масштабов. Многие молодые люди стали уезжать на заработки за границу, чтобы избежать призыва в армию, однако, трудно определить сколькие из них делают это по убеждениям совести40

Туркменистан

Несмотря на членство в ОБСЕ Туркменистан требует, чтобы все мужчины призывного возраста проходили службу в армии, а отказ от исполнения этого долга преследуется вуголовном порядке. В стране не существует никаких возможностей для несения альтернативной службы41. В настоящее время в Таджикистане за отказ пройти воинскую службу и принести присягать президенту отбывают тюремное заключение два свидетеля Иеговы. В докладе Международной Амнистии за 2002 г. сообщается о том, что к 18-летнему баптисту Дмитрию Мельниченко были применены пытки, из-за его отказа взять в руки оружие. После того, как к этому факту было привлечено международное внимание, ему было разрешено пройти службу в медицинском учреждении42.

Украина

Хотя Конституция Украины 1996 г. предусматривает право граждан избрать несение невоенной службы в соответствии с их убеждениями, Акт об альтернативной службе 1992 г. признает только религиозные мотивы в качестве оснований для отказа от службы в армии. Кроме этого, это право могут получить лишь представители тех религиозных организаций, которые прошли официальную регистрацию и имеют в своих уставах четкий запрет на ношение оружие для своих членов43. Православная церковь выступает в поддержку службы в армии, что не дает большинству православных верующих возможности заявить об отказе от несения воинской службы по религиозным мотивам. Срок альтернативной службы, если она разрешается, составляет 36 месяцев, что в два раза больше срока службы в армии. Свидетели Иеговы, отрицающие ношение оружия и службу в вооруженных силах, нередко признаются виновными в уклонении от выполнения воинского долга, в период с 1992 по 1994 таких было 41 человека44. Правительство Украины не раз обещало сделать все необходимое, чтобы приблизить страну к европейским и международным стандартам в вопросе защиты права на отказ от службы в армии по убеждениям совести, однако, на практике продолжает дискриминировать тех, кто отказывается от воинской службы по нерелигиозным мотивам45.

Узбекистан

Конституция 1994 г. дает теоретическое право гражданам на отказ от воинской службы по убеждениям совести, однако, в соответствии с Законом 1992 г. об альтернативной службе добиться замены службы в армии гражданской службой очень сложно. Такая замена допускается только для «представителей тех религиозных групп, которые запрещают своим членам ношение оружия». Когда альтернативная служба разрешается, она длится два года, и, что достаточно странно, включает в себя два месяца базовой военной подготовки, требующей ношения оружия46. Широко распространен откуп от армии, пройти альтернативную службу можно также дав взятку, но в более крупном размере47.

Югославия

Конституция 1992 г. дает гражданам право на отказ от воинской службы по убеждениям совести и замену службы в армии альтернативной службой, но на практике единственной альтернативой является служба в вооруженных силах без ношения оружия. Закон об армии 1994 г. относит религию и «другие убеждения совести» к основаниям, позволяющим прохождение службы в армии без ношения оружия, которая длится 24 месяца (в два раза дольше обычной службы). «Женщины в черном» - белградская миротворческая группа, выступает в защиту права на отказ от службы в армии по убеждениям совести и издает журнал Несогласие. В 2001 г. Международная Амнистия сообщила о том, что в Югославии принят закон о предоставлении иммунитета тем, кто по убеждениям совести уклонился от службы во время войн 1992-2000 гг. В июне 2001 г. под петицией о создании альтернативной гражданской службы подписалось 30.000 человек. Обязательная служба была сокращена до 9 месяцев, а служба в не-боевых воинских подразделениях – до 13 месяцев, однако эта ситуация все еще не соответствует требованиям Хельсинкских стандартов ОБСЕ48. «Международное сопротивление войне» критикует югославское правительство за отказ предоставить гражданам возможность настоящей альтернативной службы. Неясно, сколько убежавших с Венгрию уклонистов вернутся в Сербию после объявления амнистии, ведь им неизбежно придется столкнуться с враждебностью по отношению к ним со стороны тех, кто оставался в стране в годы войны49.

Кейти Морроу Стайджерс –получила степень бакалавра политических исследований в Кинг Колледже, Бристоль, Теннеси, проходила интернатуру в Глобальном центре Высшей школы богословия Бисон, Сэмфордского унверситета, Бирмингем, Алабама.

Марк Р. Эллиотт директор Глобального центра Высшей школы богословия Бисон Сэмфордского университета, Бирмингем, Алабама, а также главный редактор Вестника служений и церквей Восток-Запад.

Сокращения и веб-сайты

AI Ежегодный отчет Международной Амнистии 2002 г.

http://web.amnesty.org/web/ar2002.nsf/eur

ARIRF Ежегодный отчет организации «Международная религиозная свобода»

http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2001/index.htm

FR Отчет 2001: Система защиты прав человека ООН, том 5,

http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2001/index.htm

KNS Кестонская служба новостей

The Right Право на отказ от убийства, 2 января 2001, http://teleline.terra.es/personal/beoc.ebco

WRI Отказ Международное сопротивление войне Отказ от ношения оружия: Всемирный обзор призыва в армию и отказа от воинской службы по убеждениям совести, Документы проекта Призыв в армию и отказ от воинской службы по убеждениям совести 1998-2001,

http://wri-irg.org.en/index/html  (полный доступ к этому изданию возможен только при наличии специального пароля).

Источники:

1. Карен Лорд «Что именно ЯВЛЯЕТСЯ религиозной свободой» Вестник служений и церквей «Восток-Запад», 6 (Лето 1998).

2. «Вероучение свидетелей Иеговы – роль в обществе: нейтралитет», http://www.jw-media.org/beliefs/society.htm

3. Боян Алексов, «Сербские дезертиры в Венгрии сталкиваются с новой дилеммой»,The Right

4. WRI, Отказ

5. Там же.

6. Силке Маковски, «Непризнанное право человека: отказ от воинской службы по убеждениям совести на Кавказе и в Центральной Азии», The Broken Rifle №56 (ноябрь 2002), 6; WRI, «Армения: сознательный уклонист Артур Григорян осужден на 2,5 года лишения свободы», ARM 12801-051202, 05/12/02; «Армения», 2001 ARIRF; Феликс Корли, «Армения: премьер-министр расширяет оборону Совета Европы», KNS, 25 сентября 2002.

7. WRI, Отказ

8. Маковски, 6

9. Там же.

10. «Беларусь», 2002 ARIRF, «Беларусь», FR.

11. WRI, Отказ

12. Пол Маршал, Религиозная свобода в мире (Нэшвилл, Freedom House, 2000), 89

13. Там же, 90; «Болгария», 2002 ARIRF

14. WRI, Отказ

15. Дразен Главас автору, 19 декабря 2002.

16. Семинар ОБСЕ в Белграде, 14-16 сентября 2002. 17. WRI, Отказ

18. Там же.

19. Там же.

20. Георгий Гегучадзе, «Что происходит? Грузия», The Right

21. Маковски, 6.

22. «Венгрия», 2002 ARIRF; Маршалл, Религиозная свобода, 154; Боян Алексов,

«Сербские дезертиры в Венгрии сталкиваются с новой дилеммой», The Right

23. WRI, Отказ

24. Маковски, 7

25. Там же; WRI, Отказ

26. «Латвия», AI; WRI Отказ

27. «Македония» FR 28. WRI, Отказ

29. Там же.

30. Маршалл, Религиозная свобода, 254

31. WRI, Отказ

32. «Румыния» 2002 ARIRF

33. WRI, Отказ

34. «Румыния» AI

35. WRI, Отказ

36. Маковски, 6

37. Симон Сарадзян «Составлен список возможных мест альтернативной службы» Moscow Times, 2 декабря 2002.

38. Мария Кулагина «Около десяти процентов молодежи не желают служить в армии по убеждениям совести» Московская правда, 31 октября 2002, Российские религиозные новости, http://www.stetson.edu/~psteeves/relnews/0210d.html.

39. Надежда Кеворкова, «Отсрочка от службы в армии для русского духовенства», Газета, 29 января 2003, Там же.

40. Маковски, 7

41. «Туркменистан», 2002 ARIRF

42. «Туркменистан», AI; Феликс Корли «Туркменистан: новые сроки призыва для баптистов» KNS, 7 июня 2001.

43. «Отказ от воинской службы в Украине» The Right.

44. WRI, Отказ

45. Маршалл, Религиозная свобода, 308. Статья Международной Амнистии, которую цитирует Маршалл «За гранью: право на отказ от службы в армии по убеждениям совести в Европе»

(http://web.amnesty.org/ai.nsf/Index/EUR010021997?OpenDocument&of=COUNTRIES \UKRAIN) – это подробный отчет о политике европейских государств в сфере права на отказ от воинской службы по убеждениям совести.

46. WRI, Отказ

47. Маковски, 7

48. «Федеративная республика Югославия», AI

49. Игорь Сек, «Югославия: новый закон, но ничего нового», The Broken Rifle №55 (май 2002), 3-4