Special Theme Edition on the Current Ukrainian Crisis:   Volume 22, No. 3  (Summer 2014)

The East West Church &  Ministry Report has issued a special theme edition examining the impact of the current Ukrainian crisis on the church and ministries in Ukraine and Russia.

This theme issue is now available in pdf format in English,  Russian, and Ukrainian.

Read more about the East West Church & Ministry Report  in EnglishRussian, or Ukrainian 

Андрей Блинков

В настоящее время на Европейской территории России ни православная, ни евангельская церковь не может похвастаться значительным ростом. Большая часть евангельских конгрегаций сравнительно молоды – они появились на свет после 1992 г., но как молодые, так и более старые деноминации в настоящее время переживают период своеобразного “плато” - они достигли “потолка” в своем развитии и прекратили заметный рост. И все же лидеры христианских церквей не теряют надежду. Некоторые церкви действительно демонстрируют здоровый и стабильный численный рост.

Под действием Божьей благодати в течение последних 15 лет, после распада СССР, в Москве и Московской области было открыто несколько сот церквей различных протестантских деноминаций. К сожалению, большая часть из них довольно невелики и растут крайне медленно. В среднем размер таких общин колеблется от 20 до 50 членов, церковь, состоящая из 200 членов, считается очень большой.

Три пятидесятнических деноминации

В России действуют три главных пятидесятнических деноминации: первую возглавляет епископ Павел Окара, вторую – епископ Владимир Ряховский, а третью – епископ Иван Федотов. Совокупно эти три деноминации имеют около 110 церквей в Москве и Московской области. Лишь в немногих пятидесятнических церквях имеется более 500 членов и, к сожалению, некоторые церкви вообще не растут.

Я являюсь пастором христианского центра “Пробуждение”, входящего в состав Российской церкви христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ) – сильной пятидесятнической деноминации, объединяющей более 2 тысяч церквей на территории России, которой руководит начальствующий епископ Павел Окара. Епископ РЦ ХВЕ в Центральном федеральном округе Григорий Тропец сообщил, что в этом густо населенном регионе наша деноминация насчитывает лишь 130 конгрегаций с общей численностью в 7 600 человек. В то же время, в других частях России наблюдается более позитивная картина. Например, входящая в состав РЦ ХВЕ Пермская Церковь Нового Завета, начавшая с 1992 г. активную миссионерскую работу, в настоящее время имеет около 400 общин в Пермской области, Башкирии и Татарстане. Также в РЦ ХВЕ входят такие сильные объединения, как Ассоциация церквей Карелии (более 50 церквей и общин), Краснодарская церковь «Вифания» (более 50 церквей) и Мурманская региональная ассоциация церквей (более 30 церквей и общин).

Конференция, посвященная церковному росту

В конце 2000 г. лидеры российских протестантских церквей собрались на конференцию, посвященную церковному росту в Центральном регионе России, организованную Российским союзом евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) – одной из крупнейших евангельских деноминаций России. Рувим Волошин, глава миссионерского отдела ЕХБ, сообщил, что в Центральном федеральном округе, с населением в 38 млн. человек, общая численность членов церквей ЕХБ составляет 23 тыс. человек. Хотя в целом наблюдается определенный рост, за последние годы было открыто мало новых баптистских церквей - за последние 10 лет общее число церквей ЕХБ на территории России выросло с 1320 до немногим более 1400.

Статистика Русской православной церкви

Ситуация выглядит несколько лучше, хотя и далеко не идеально, в крупнейшем религиозном объединении России – Русской православной церкви. После распада Советского  Союза сотни тысяч взрослых людей прошли в православной церкви обряд крещения. Для многих, к сожалению, это публичное проявление веры было лишь знаком национальной принадлежности. Дэвид Барретт, Джордж Куриан и Тодд Джонсон считают, что наличие 76 млн. россиян, называющих себя православными, говорит лишь о существовании большого числа номинальных верующих, которые, как уже было отмечено выше, используют религиозные термины как способ культурной самоидентификации1.

Вопреки тому факту, что большинство россиян считают себя православными, официальные представители Московского патриархата признают, что лишь 4 или 5% населения России являются практикующими православными. На конференции 2000 г. Рувим Волошин привел данные Министерства внутренних дел России о том, что лишь 1,5% населения России приняли участие в двух крупнейших православных торжествах – праздновании Рождества и Пасхи.

Пилотное исследование

В 2001-2003 гг. было проведено предварительное исследование, в ходе которого были опрошены 150 руководителей различных евангельских церквей, среди которых было 30 пасторов и 50 ведущих лидеров РЦ ХВЕ (пятидесятников). В исследовании приняли участие лидеры церкви, в которой я являюсь пастором, ведущие епископы и пасторы правления РС ХВЕ, ряд старших пасторов РЦ ХВЕ Московской области, а также пасторы миссионерской школы РЦ ХВЕ. Лишь 13 из 150 респондентов заняли пасторские позиции после распада СССР. В ходе исследования было выявлено 17 характеристик здоровой растущей конгрегации.

Полученные данные легли в основу второго, более подробного исследования, посвященного здоровью церкви, ответить на вопросы с ходе которого было предложенного лишь 30 пасторам и 50 миссионерам и лидерам церквей РЦ ХВЕ (пятидесятников). Анкеты, собранные в период с 1 мая по 30 ноября 2006 г., помогли понять, какие факторы респонденты считают наиболее важными для церковного роста.

Божественное вмешательство

В книге Деяний (2: 41-47) описано важное свидетельство действия Святого Духа в вопросе церковного роста. Многие авторы, в том числе Рик Харви, Питер Вагнер, Стивен Маккиа и Джефф Паттон, подчеркивают важность присутствия силы Духа Святого2. Я считаю,

что самого Христа и проявления в церкви Святого Духа следует назвать фундаментальным фактором ее роста. Если Господь не укрепит церковь, напрасны все усилия. Библия ясно говорит по этому поводу: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс 126:1).

Семь признаков здоровья церкви

Обзор литературы о здоровом церковном росте включал в себя работы Рика Уоррена, Кристиана Шварца, Ли Андерсона, Дейла Голлоуэя, Рика Харви и Пиртера Вагнера3. Кроме того, в исследовании большую помощь оказала учебная группа, в которую входили пасторы и выпускники Богословской семинарии Эсбери, Уилмор, шт. Кентукки. На основании этих источников я выделил семь главных характеристик здоровья церкви, отмеченных всеми указанными выше исследователями: вдохновенное богослужение, активная евангелизация, искреннее общение любви, взросление верующих, динамичное служение прихожан, сильное лидерство, а также эффективная функциональная структура.

Первые пять из приведенных выше факторов совпадают с пятью предназначениями церкви, указанными Риком Уорреном. Последние два (сильное лидерство и эффективная структура) – необходимы для сбалансированного движения церкви к поставленной цели. Шарц добавляет еще одну характеристику к этому списку – домашние группы – метод, широко используемый во всем мире для включения новообращенных в церковную семью, чтобы помочь им расти во Христе. Уоррен настоятельно рекомендует каждому члену церкви присоединиться к малой группе. “Малые группы – самый эффективный способ закрыть “черный ход” в вашей церкви. Если человек посещает малую группу, можно не беспокоиться о том, что он уйдет из церкви – он уже успешно ассимилировался”4. Принцип малых групп, озвученный Шварцем и Уорреном, можно объединить с двумя из семи характеристик здоровой растущей церкви: “общение любви” и “взросление верующих”. Учебная группа пасторов в Эсбери предложила еще одну характеристику: трансформирующее ученичество, определенное как “процесс роста в уподоблении Христу”5. Эту характеристику можно рассматривать в рамках более широкого пункта “взросление верующих”.

Признаки здоровой церкви по мнению церковных лидеров

В ходе пилотного исследования 2001-2003 были выявлены следующие, наиболее важные с точки зрения лидеров российских церквей признаки здоровой церкви:

1. центральное место в ней занимает Христос;

2. она руководствуется четкой целью;

3. имеет выделенного духовного пастора;

4. имеет здравое библейское учение;

5. дисциплинирована в молитве;

6. ведет вдохновляющие богослужения;

7. активна в благовестии;

8. имеет команду посвященных лидеров;

9. обладает гибкой структурой;

10. развивает служение прихожан, основанное на пожертвованиях членов церкви;

11. развивает систему домашних групп;

12. участвует в социальном служении нехристианам;

13. внимательна к культурным особенностям;

14. имеет достаточное здание;

15. получает финансовую и гуманитарную помощь из-за границы; 16. проводит четкое учение о десятине и пожертвованиях;

17. культивирует любовь между членами.

В Таблице 1 сопоставлены семь признаков здоровой растущей церкви, указываемые в литературе по данному вопросу, и 17 характеристик здоровья церкви, названные в процессе анкетирования лидеров российских церквей.

Личное анкетирование

Второй опрос, проведенный среди лидеров российских церквей, был призван выявить личное духовное состояние респондентов. Участники опроса отвечали, сколько времени в среднем они проводят в общении с Богом, молитве, изучении Библии, насколько они вовлечены в церковное служение, благовестие, усердны в посте, имеют ли постоянного духовного наставника и как сами оценивают свое нынешнее духовное состояние и состояние своей церкви. Им был также задан один вопрос – как изменилась посещаемость их церкви за последний год: выросла, осталась прежней или снизилась. Данные второго исследования были проанализированы и скоррелированы с личными взглядами лидеров относительно собственного духовного состояния и здоровья их церквей.

Демографические данные респондентов и выводы исследования

Восемьдесят респондентов отвечали на вопросы двух исследований, таким образом было обработано 160 анкет. 13 из опрошенных пасторов начали свое служение более 16 лет назад, до распада СССР, 17 стали служителями уже в постсоветское время. Большинство респондентов всю свою жизнь являлись членами подпольных церквей. Все пасторы были мужчинами, что является принципиальной позицией РЦ ХВЕ. Церковные лидеры, принявшие участие в исследовании, также в большинстве своем были мужчинами (54%). Свое личное духовное состояние опрошенные определили следующим образом: быстро расту – 16%, расту в определенной степени – 74%, нахожусь “на плато” – 10%.

 

 Результаты опроса относительно духовной дисциплины респондентов говорят о следующем:

  • Общая посвященность духовным дисциплинам была очень высока.
  • Пасторов, начавших служение в постсоветское время, отличали более высокие показатели во всех категориях духовной дисциплины, за исключением чтения Библии. Лидеры уделяли наибольшее внимание чтению Библии, а также были активны в других вопросах духовной дисциплины.
  • Пасторы, начавшие служение в советское время имели более низкие показатели по всем категориям духовной дисциплины, за исключением поста (учение о посте было очень сильно развито в подпольных церквях в советское время).
  • Как пасторы, начавшие свое служение после распада СССР, так и все церковные лидеры считали очень важным наличие духовного наставника. Более 50% опрошенных из этих групп имели таких наставников.
  • Пасторы, начавшие служение в советское время были менее подотчетны. Возможно, они видят себя скорее теми, кто должен являться наставником, а не нуждаться в таковом.

 

 

Данные относительно личной духовной дисциплины участников опроса из растущих церквей позволяют сделать следующие наблюдения:

  • Респонденты из быстро растущих церквей в среднем проводили на 32% больше времени в молитве, чем участники опроса из церквей, чей рост менее активен (разница в 15 мин.) Респонденты из быстро растущих церквей проводили несколько больше времени в чтении Библии, хотя разница здесь незначительна.
  • Гораздо более заметной была разница в количестве респондентов из быстро растущих церквей, которые имели духовного наставника, их было на 33% больше, чем респондентов из церквей, растущих медленнее.

 

 

Данные о духовной дисциплине участников опроса из растущих церквей и церквей, находящихся в упадке, позволяют сделать следующие наблюдения:

  • Число респондентов, имеющих духовного наставника, в быстро растущих церквях было в два раза выше, чем в церквях, находящихся в упадке. Значительная корреляция наблюдается между церковным ростом и дисциплиной подотчетности или наставничества.

Общие наблюдения

В ходе исследования был сделан ряд важных наблюдений:

1. Наименее важными для здоровья церкви, с точки зрения российских служителей, оказалось социальное служение, внимание к культуре и гибкость церковной системы.

2. По мнению лидеров, к здоровью церкви больше всего имеют отношение следующие духовные дисциплины – пост и подотчетность духовному наставнику.

3. На фоне других духовных дисциплин молитва, по мнению российских лидеров церкви, имела наибольшее влияние на их собственное духовное состояние. Личное общение с Богом в молитве, похоже, является самым важным моментом, влияющим на оценку собственного духовного здоровья.

4. Российские служители указывали на прямую связь между церковным ростом и личным духовным здоровьем. По их мнению, здоровую общину создают духовно здоровые люди.

5. По мнению российских служителей, среди всех духовных дисциплин наибольшая корреляция просматривается между церковным ростом и наличием духовных наставников. Участники опроса из быстрорастущих церквей в два раза чаще имели духовных наставников, чем их коллеги из церквей, переживающих период застоя.

Личная духовная дисциплина

Изучая полученные данные, я был приятно удивлен степенью вовлеченности в служение участников опроса и особенно их преданностью духовной практике. Опрошенные пасторы проводили в среднем около 1ч. 15 мин. в день за чтением Библии и молитвой. Тот же показатель для церковных лидеров был еще выше – 1ч . 27 мин. Этот факт показывает, что либо данная выборка среди российских служителей не была достаточно репрезентативной, либо, что они действительно крайне преданы духовной дисциплине. Возможно, служители, чье духовное состояние было трудно назвать здоровым, просто не захотели принять участие в опросе. Все российские служители, принимавшие участие в исследовании, согласились авторами работ о здоровье церкви, что самым фундаментальным и важным фактором церковного здоровья является центральное место в ней Христа и открытость к Святому Духу.

Социальное служение

В настоящее время недостаток внимания к социальному служению может серьезно ослабить привлечение новых людей в российские церкви. Это особенно важно сейчас, когда русские так боятся различных сект, к которым причисляются практически все церкви, не являющиеся православными. Один из лучших способов борьбы с этим страхом является социальное служение нехристианам. Служение любви может достичь сердец многих россиян. Церковь, в которой я являюсь пастором, начала служение реабилитации для наркоманов и алкоголиков. Несмотря на юность этого служения, оно уже привело в нашу церковь много новых верующих, как из среды бывших зависимых, так и членов их семей. В настоящее время многие церкви в России открывают для себя потенциал служения нуждающимся. Тем не менее, эта важная область все еще остается в пренебрежении у многих церковных лидеров.

Внимание к культурным особенностям

Эффективность благовестия может быть сильно снижена из-за недостатка внимания к языку, музыкальным вкусам и культуре людей, которых церковь желает достичь. В некотором смысле недооценка культурных особенностей опрошенных лидеров может объясняться тем, что называется комплексом духовного превосходства. Это происходит, когда служители начинают считать некоторые аспекты церковной жизни “недуховными”, а потому не особо важными. Обычно к таким аспектам относят финансы, церковную структуру, планирование и внимание к культурным особенностям.

Корреляция между церковным ростом и наличием духовного наставника

Самым интересным наблюдением, сделанным в ходе данного исследования, стала неожиданно высокая корреляция между церковным ростом и наличием духовного наставника. Среднее количество респондентов из быстро растущих церквей, имевших духовного наставника, было на 32% выше, чем число служителей из церквей, растущих в некотором отношении. Расхождение между растущими и остановившимися в своем развитии церквями было еще более драматичным. Среднее число респондентов из быстро растущих церквей, имевших духовного наставника, было более чем на 100% выше, чем соответствующее число респондентов из остановившихся в развитии церквей. Для того, чтобы церковные лидеры работали эффективно, они сами в первую очередь должны являться реципиентами служения. Пасторы и церковные лидеры, находящиеся под контролем духовного наставника, отличаются лучшим духовным здоровьем и гораздо более эффективны в своем служении, чем те, кто пренебрегает этой духовной дисциплиной.

В заключение

Здоровье церкви можно поправить. Помимо уделения большего внимания пренебрегаемым характеристикам церковного здоровья, таким как ценность социального служения, внимание к культурным особенностям и гибкость структуры церкви, следует уделить внимание такому простому, но крайне важному аспекту улучшения здоровья церкви – духовной дисциплине. Прилежание в духовной практике приводит к улучшению духовного здоровья в общем и успеху в служении, в частности. Возможно, самым важным выводом данного исследования стала явная взаимосвязь между церковным ростом и наличием духовных наставников. Потенциал укрепления собственного духовного здоровья и роста церкви заключается в дисциплине духовного наставничества. Не следует думать, будто одни лишь человеческие усилия или методы способны взрастить церковь. Как крестьянин не может заставить посевы взойти, так же и церковный лидер не может заставить церковь расти. В то же время, Бог не строит церковь без людей, потому что церковь состоит из людей. Церковный рост напрямую связан с церковным здоровьем, которое в свою очередь связано с духовным здоровьем служителей и ее членов. Здоровые люди составляют здоровые церкви. Здоровые церкви состоят из здоровых членов. Церкви могут стать более здоровыми. Пасторы могут и должны брать на себя полную ответственность за свое личное духовное здоровье и быть постоянны в духовной дисциплине. Особое внимание следует уделять дисциплине подотчетности перед духовным наставником. Затем пасторы могут и должны помочь остальным двигаться в этом направлении. Упражнение в духовной дисциплине может быть долгим и порой болезненным процессом, но именно это поистине созидает церковь.

Примечания:

1Дэвид Барретт, Джордж Куриан и Тодд Джонсон, Всемирная христианская энциклопедия: сравнительный анализ церквей и религий современного мира, Том 2 (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001),6.

2 Рик Харви, “Взаимосвязь между здоровьем церкви и ее ростом: исследование растущих назорейских церквей в штате Теннеси” докторская диссертация, Богословская семинария Эсбери, 2002; Питер Вагнер, Стратегии церковного роста: инструменты для эффективного миссионерства и евангелизации (Ventura, CA: Regal, 1987); Стивен Маккиа, Становясь здоровой церковью (Grand Rapids, MI: Baker, 1999); и Джефф Паттотн, Если бы это могло произойти здесь (Nashville: Abingdon, 2002).

3 Рик Уоррен, Церковь, руководствующаяся целью (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1995); Кристиан Шварц, Естественное церковное развитие (Carol Stream, IL: ChurchSmart Resources, 1996); Ли Андерсон, Действенное руководство (Minneapolis: Bethany House, 1992); Дейл Гэллоуэй, “Десять характеристик здоровой церкви,” Net Results (April 1998), 20-22; Харви, “Взаимосвязь”; и Вагнер, Стратегии.

4 Уоррен, Церковь, руководствующаяся целью, 327.

5 Скотт МакКи, “Взаимосвязь между здоровьем церкви и ее ростом в евангельских пресвитерианских церквях,” докторская диссертация, Богословская семинария Эсбери, 2003, 60.

Печатается с сокращениями с разрешения автора, по: Андрей Блинков, “Здоровье церкви и церковный рост в конгрегациях российских евангельских христиан,”докторская диссертация на звание доктора служения, Богословская Семинария Эсбери, 2007.

Примечание редактора: диссертация Андрея Блинкова является доработкой его магистерской диссертации: Основные факторы, влияющие на рост церкви в условиях современной России”, Московская семинария евангельских христиан, 2002. Данная статья, в свою очередь, является доработкой статьи Андрея Блинкова “Рост протестантской церкви в России” Вестник Служений и Церквей Восток-Запад 13(зима 2005), 10-12.

Андрей Блинков – директор миссионерской школы Российской церкви христиан веры евангельской, а также пастор христианского центра “Пробуждение”, находящегося в Московской области и входящего в союз РЦ ХВЕ. В 2006 г. в издательстве “Нарния” вышла книга Андрея Блинкова “Созидание церкви”, в которую вошли данные исследования автора, проведенного в рамках его докторской диссертации.